Консультация для родителей «Экспериментирование дома».
Вспомните, как часто на какой-либо вопрос вы отвечаете «Не
знаю», «Потом», «Потому». Ваш
любознательный ребенок, не удовлетворившись вашими ответами, самостоятельно
ищет ответы в мире мультфильмов, компьютера или просто придумывает. Ребенок
«погружается» в море информации, по большей части ненужной. На самом деле, что
бы ответить на многие вопросы ваших детей, времени нужно не так уж и много. Вам
на помощь придут опыты и экспериментирование. Дети очень любят
экспериментировать. Вы ,наверняка,скажете, тут иногда и поговорить некогда, а
вы про опыты. Да и не опасно ли?
Важно! При любом, даже простом опыте, вы должны присутствовать.
Если вы хотите показать сложный опыт, обязательно обезопасьте ребенка и себя.
Контролируйте весь процесс.
Если вы хотите приметить метод экспериментов дома, не обязательно просиживать часы за компьютером или научными книгами в поисках темы для опыта. Просто понаблюдайте за своим ребенком. Ваш ребенок сам подскажет, что хочет узнать. Вам останется немного проявить фантазии. Вспомните, что вы делали сами, что вас интересовало в детстве. Уверены, вам есть, о чем вспомнить, и чем заинтересовать ваших детей.
Плюсы экспериментирования.
Очень много экспериментов можно провести дома и с подручным
материалом. За один опыт вы можете ответить на множество вопросов и закрепить
знания.
Разнообразные опыты помогут вам определить линию интересов
вашего почемучки. Проводя эксперименты различной тематики, вы поймете, какая
область интереснее вашему ребенку: химия, физика, биология.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными.
А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка.
Действуя вместе с детьми, вы становитесь ещё ближе друг к другу.
Время, проведенное с ребенком, подарит вам душевное спокойствие,
удовлетворение, чувство семейной сплоченности. Что бы ваши слова об опасности
проникли в понимание ребенка, не вызвали желание сделать наоборот, покажите
ему, почему то или иное действие опасно. Только к таким экспериментам нужно
подготовиться основательно. Не пожалейте времени. Результат этого заслуживает.
Экспериментирование пронизывает все
сферы детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную,
изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы,
самообслуживание.
Эксперименты с детьми для родителей.
«Подводная лодка из винограда»
Вам потребуется: стакан со свежей газированной водой или
лимонадом и виноград.
Как играть.
Взять стакан воды с газированной водой и бросить в нее
виноградинку. Она чуть тяжелее и опустится на дно. Но на неё тут же начнут
садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет
много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ
улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется
пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока
вода не «выдохнется».
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у
рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются,
сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться –
мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, рыба всплывает.
«Плавающее яйцо»
Вам потребуется.
Два стакана с водой, два яйца, соль.
Как играть.
Положите яйцо в емкость с простой водой, оно опустилось на
дно. Другое яйцо опустить в емкость с соленой водой, оно плавает. Соль повышает
плотность воды, предметы, погруженные в соленую воду, выталкиваются. Поэтому в
морской воде легко плавать.
«Шипящая вода»
Вам потребуется: стакан с водой, ложка чайной соды
и ложка уксуса.
Как играть.
В стакан с водой всыпать чайную ложку пищевой соды и
размешать, потом влить ложку уксуса. Вода мгновенно зашипит. Пищевая сода
вступила с уксусом в реакцию, и выделился углекислый газ.
«Как вытолкнуть воду?»
Цель: формировать представления о
том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Вам потребуется: мерная ёмкость с водой, камешки,
предмет в ёмкости.
Как играть.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости,
не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники, например,
сачок. Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть
камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? (Камешки,
заполняя ёмкость, выталкивают воду.)
«Можно ли склеить бумагу водой?»
Как играть.
Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и
попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону. А теперь
смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы
выдавить лишнюю воду. Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в
предыдущем опыте.
Объясните детям, что вода обладает «склеивающим» действием.
Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.
«Вода
принимает форму» Цель: выявить,
что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.
Как играть.
Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Какой формы эти
сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
(Ковшиком через воронку.) Пусть ребенок нальет воду во все сосуды. Рассмотрите,
какой формы вода в разных сосудах.
«Способность
воды отражать окружающие предметы» Цель: Показать, что вода отражает
окружающие предметы.
Ход: Внести в группу таз с водой.
Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти
своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.
Вывод: Вода отражает окружающие предметы,
её можно использовать в качестве зеркала.
Удачи! Новых впечатлений и радости!