март, 2024
Алиса К., Соня К., Саша Д и Алена П. читают стихи о мамах
https://disk.yandex.ru/i/uZNfS9ChYCTWiw
январь, 2024
Лэпбук. Создаем вместе с
детьми развивающую книгу-игру
Лэпбук – «lapbook» в переводе с
английского «наколенная книга». Лэпбук – это тематическая, сделанная своими
руками, интерактивная папка-книжка с творческими заданиями, с кармашками,
окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать и менять
местами.
В лэпбуке собран материал по
какой-то определенной интересной для ребенка теме, при этом ребенок совместно с
родителями или педагогами участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Дети дошкольного возраста познают мир через игру и творчество. Обучение и
воспитание дошкольников происходит в игровой форме, как во время организованной
образовательной деятельности, так и вне занятий. Здесь и приходит в помощники
лэпбук, потому что для детей лэпбук, прежде всего – это игрушка! Причем, это
игрушка, которую дети делают сами, совместно с родителями или педагогами! Изготовление
и применение лэпбука для ребенка способствует пониманию и запоминанию
информации по заданной теме; способствует приобретению ребенком навыков
самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме; позволяет
ребенку быстро освежить в памяти пройденные темы; в процессе изготовления и
использования лэпбука совершенствуются конструктивные навыки работы с
различными материалами, ножницами, художественными средствами; регулярное
использование лэпбука развивает творческое и конструктивно-абстрактное
мышление. Создание лэпбука является
одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А значит,
его можно изготовить и дома со своим ребенком.
Как изготовить лэпбук, с чего
начать?
1. Определитесь с темой будущего
лэпбука. Тема может быть любая: насекомые, перелетные птицы, транспорт,
животные. За основу можно взять какое-либо литературное произведение и
комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки «Снегурочка» можно
изучить народную культуру и традиции русского народа (быт, изба, русский
народный костюм, народные игры и т.д.).
2. Составьте план будущего лэпбука,
нарисуйте его макет. После того как вы определились с темой будущего лэпбука,
составьте план и нарисуйте макет лэпбука. Для этого можно взять лист формата
А4, сложить его в виде блокнота, мини-книжки, книжки-гармошки и т.д. на листе
нарисовать расположение карманов, конвертов, подвижных деталей и т.п.. Здесь
нет границ для ваших совместных с ребенком идей.
3. Изготовление лэпбука. Для
создания лэпбука вам понадобятся следующие материалы:
• Картонная папка-основа или
коробка. Можно купить готовую , а можно сделать своими руками.
• Цветная бумага. Можно
использовать картон, самоклеющуюся бумагу, цветную бумагу для принтеров и т.д.
• Ножницы.
• Клей-карандаш для бумаги.
• Степлер.
• Скотч.
Оформляем папку-основу, обклеивая
цветным картоном или бумагой. Изготавливаем детали лэпбука: карманы, конверты,
задания и т.д.; приклеиваем все детали, используя план-макет. В работу по
изготовление лэпбука, обязательно необходимо включать ребенка. Дети должны
являться участниками процесса по исследованию выбранной темы и изготовлению
лэпбука. Например, ребенок может нарисовать картинку, вырезать и приклеить
детали, помочь с выбором иллюстрации или с проведением опыта и т.д. Сделав
такую книжку, ребенок привязывается к ней, постоянно берет в руки, играет с ней
и очень гордится тем, что сам участвовал в создании лэпбука! Он снова и снова
возвращается к своей любимой поделке и с интересом повторяет изученный
материал.
Примеры лэпбуков:
4 декабря
Мы разные, но равные! Каждый важен!
2 декабря 2023 г.
Задумайтесь, родители!
М.
А. Полякова. «Как вырастить ребенка без отклонений в развитии»
Реальность и виртуальность. Непознаваемость виртуально данных вещей посредством слуха. Звук в реальном мире. Реальные предметы издают звуки. И звук является неотъемлемой характеристикой реальной вещи. Вещь может даже определяться по одному лишь звуку (музыкальные инструменты). Однако чаще звук оповещает о событии, в котором участвует вещь (иногда точно, а иногда приблизительно). Например: скрип дверных петель сообщает о том, что открылась дверь; звон стекла — о том, что разбилось что-то из посуды.
Звук извещает не только о том, что произошло, но и где произошло, поскольку реальные звуки идут из конкретных источников, имеют направленность, характеристики близости и удаленности. То есть реальные звуки так или иначе расположены в пространстве и помогают ребенку ориентироваться в нем. Звук в виртуальном мире.
Виртуальные
предметы тоже издают звуки, но иначе, чем всамделишные. Во-первых, звук можно
включить или выключить. А значит, звук — это уже случайная, несущественная
характеристика предмета или события. Звук не важен, он не обязательно оповещает
о чем-то, он что-то вроде «вкусовой добавки» к предмету или событию. Для
ребенка становится неочевидным, что звук всегда имеет смысл. И в своем познании
мира ребенок все меньше опирается на данные слухового восприятия, вплоть до
крайнего случая, когда он игнорирует обращенную к нему речь.
Во-вторых,
звуки, издаваемые виртуальными предметами, могут быть искусственными, не
похожими на звуки, характерные для этих же предметов в действительности. А
значит, ребенок получает ложные представления, которые невозможно перенести в реальную
жизнь.
В-третьих,
звуки, существующие в виртуальности, не локализованы в пространстве, не имеют
направленности, точного источника. Какие бы предметы (или живые существа) их не
издавали, звуки все равно идут из одной «щели». Например, при просмотре фильма
невозможно по источнику звука определить, какому персонажу принадлежит реплика,
и это создает для ребенка трудности в понимании сюжета.
Виртуальные
звуки лишены глубины, близости, удаленности, направлений справа и слева, что
дезориентирует ребенка в пространстве. Ребенок трех-четырех лет, выросший в
виртуальной атмосфере, может не откликаться на обращения к нему просто потому,
что не улавливает, откуда доносится голос.
Наушники вообще
создают иллюзию, будто звуки звучат в голове (это… галлюцинация?). Непознаваемость
виртуально данных предметов с помощью осязания и мышечного (двигательного)
чувства.
Об осязательном
знакомстве с виртуальными предметами нечего и говорить, поскольку совершенно
очевидно, что прикоснуться к ним невозможно. А значит, покуда ребенок находится
в сфере виртуального, он никогда не уразумеет, что такое: твердое, мягкое,
гладкое, пушистое, теплое, холодное… — огромное количество качественных
характеристик предметов познается лишь через касание.
Но может быть
ребенок способен осваивать виртуальные предметы двигательно, с опорой на
мышечное чувство? Ведь он что-то «делает» с этими предметами руками?
Да, касаясь сенсорного экрана, ребенок действительно совершает с виртуальными
предметами действия (например, перемещает их). Только при этом не выявляет
никаких реальных характеристик предметов. Он не чувствует: легкости, тяжести,
упругости предмета; сопротивления, которое предмет оказывает движению его руки
или напротив чувства скольжения предмета. Не ощущает мышцами, можно ли сжать
или наоборот вытянуть предмет, возможно ли его бросить, поймать. То есть к
чисто зрительному освоению предмета (причем, как мы выяснили в предыдущем эссе,
крайне недостаточному) абсолютно ничего не прибавляется.
Обратите
внимание еще вот на какой момент. При оперировании с виртуальными предметами у
ребенка не формируется тонкая моторика пальцев и вообще кисти руки. Это связано
вот с чем. Во-первых, действия ребенка с сенсорным экраном крайне однообразны и скудны. Во-вторых, рука ребенка и виртуальный предмет на экране находятся в полном
отчуждении, реально не взаимодействуют. Предмет находится «за стеклом». Ребенок
не ощущает его, не может взять.
А что в это
время происходит с соматогнозисом? Ребенок свою руку-то ощущает? Как
думаете?...
4 ноября 2023 г.
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей
дошкольного возраста
В развитии речи ребенка огромную роль играют занятия
на развитие различных видов моторики: крупной, мелкой, артикуляционной. У ребят
с нарушениями речи наблюдаются сложности в развитии мелкой моторики.
Под мелкой моторикой понимают действия человека, направленные на выполнение
точных, мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Известный педагог В.А.
Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев,
"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.
"Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Как
правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое
развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений
пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие
ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки
кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим
работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления
ребенка.
Все
движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие
тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Благодаря таким играм ребёнок получает
разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и
способность сосредотачиваться. С возрастом движения усложняются, тексты
становятся длиннее. Для малышей раннего возраста подойдут тексты русских
народных потешек, для детей постарше стихи русских классиков-литераторов.
Произносить тексты
пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то
понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять
синхронно с текстом или в паузах. Для некоторых игр можно надевать на пальчики
бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает
мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость,
исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, когда ребёнок
придумывает к текстам свои движения, необходимо поддержать инициативу ребенка,
похвалить его.
В фольклоре
существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому
ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры
в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и
умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать
ритм речи.
Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение
пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая
гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность,
формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи,
но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с
капризов или нервозности на телесные ощущения – и
успокаивают.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории,
потешки, а также выполнять массаж пальцев:
1)
«Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи» (Сжимание и
разжимание пальцев рук)
2)
«Водичка, водичка, умой мое личико….»(Выполнение движений в
соответствии с текстом).
Систематические занятия, требующие тонких движений
пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок
ребенку к познавательной и творческой активности.
Регулярное повторение двигательных упражнений для
пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает
благоприятное влияние на речь ребенка.
В заключение хотелось бы отметить, что степень
увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от
взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными,
а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей
старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и
интересная речь взрослого.
Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития
Развитие межполушарных связей
Все мы знаем, что наш мозг состоит
из двух полушарий, каждое из которых
выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление,
оперирует фактами и терминами, выполняет
различные мыслительные операции.
Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное
мышление, фантазия и творческие способности.
Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения
такая функция правого
полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и
фантазировать.
Функциональная специализация мозга является врожденной. Есть люди, у которых доминирует правое полушарие
(левши), люди, с доминированием левого полушария (правши) и равнополушарные
люди.
Несмотря на существование 3 групп людей, наши школьные методики развивают в основном левое полушарие,
игнорируя половину возможностей ребенка. Кроме этого, левши чаще других могут испытывать стрессы, чувство усталости
из-за несвойственной им нагрузки на мозг.
К счастью, полушария мозга можно развивать. Не только можно, но и нужно, ведь таким детям легче учиться в
школе, они обладают большими умственными возможностями. Развитие правого полушария
и межполушарных связей происходит в процессе очень интересных упражнений.
Попробуйте сами выполнить
упражнения, предложенные ниже. Как правило,
сначала бывает трудно,
но через несколько
минут наступает согласование полушарий и упражнения выполняются автоматически. Некоторые
упражнения могут показаться вообще пустяковыми, но в процессе
выполнения, Вы заметите, что это не так просто,
как кажется.
Простые и забавные
упражнения для развития
правого полушария и межполушарных связей,
снятия нервного напряжения и стимулирования работы
мозга:
«КОЛЕЧКО»
Поочередно и как можно
быстрее перебирать пальцы рук, соединяя
в кольцо большой палец с
другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку
трудно сразу двумя, то можно сначала
правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают
сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то не руки смотреть не надо.
«ЛАДОНЬ, КУЛАК,
РЕБРО»
Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим
ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда
«кулак» - сжимаем
ладонь в кулак и ставим на стол.
Меняем по очереди.
Выполняем
сначала одной рукой,
затем второй, а после – двумя вместе.
Удобно
сначала сделать медленно,
а затем ускорять. Делаем сидя за столом.
«ЛЕЗГИНКА»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут
пальцами к себе. Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Затем положение рук меняется.
Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая рука в кулак.
"Читаем вместе о войне"
Дружим городами
Видеописьмо из Кропоткина "День Космонавтики"
Произношение скороговорок
как средство развития правильной и четкой речи
Дикция
в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме.
Самый
простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться
правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество
скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем
больше скороговорок будет освоено, тем лучше будет Ваша дикция.
Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться
постепенно.
Советы по отработке
скороговорок:
1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и
проговаривая каждый слог.
2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с
преувеличением.
3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и
запоминать их.
4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию
скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно
четким и понятным.
5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить
ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.
Скороговорки на звук
[Ж]
1.
Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш,
щ, ж, ч, ш, щ.
2.
Уж пожаловал
ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
Скороговорки на звук
[Р]
1.
В бору бобёр и брат бобра
работают без топора.
2.
Ждут воробьи у кормушки
кормёжки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
3. Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
4. Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Скороговорки на звук [Р и Л]
1.
Была у Фрола, Фролу на Лавра
наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
2.
Тридцать три корабля
лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
3.
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки
нa гоpе,
Paстеpялa Мapгapита
мapгapитки во дворе.
4.
Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…
ходит
кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.
Дружим городами. Посылка в Кропоткин
Мы с ребятами долго думали, над тем, что отправить в Кропоткин нашим новым
друзьям? Решили, что нужно обязательно подарить магниты и брелоки с символикой
нашего города. Ирина Николаевна предложила купить конфеты «Новосибирск». Еще мы
выбрали для посылки блокноты с изображением Новосибирского университета, с
символикой нашего Образовательного центра. Ребята совместно с воспитателями с
удовольствием сделали зайчиков в технике оригами. Вот наша посылка собрана.
В солнечный, морозный день ребята вместе с Ириной Николаевной и Олесей Александровной
отправились на почту. Получилась целая экскурсия по улице им. Иванова! Ведь мы
увидели и обсудили значение таких учреждений и зданий как, военное училище,
почтовое отделение, школа, жилой дом, спроектированный болельщиком команды «Сибирь».
Ребята познакомились с работой сотрудников почты, значением почтового
отделения, увидели и прокомментировали все стадии отправки нашей посылки. Через
7 дней в Кропоткине получат наши подарки! Дошкольники вели себя воспитанно, с
интересом наблюдали за работой почтового отделения.
Дружим
городами
Сразу после окончания новогодних каникул мы с ребятами получили два замечательных видеописьма из Кропоткина! Жители Краснодарского края показали нам свои традиции празднования Нового года, Рождества и проведение колядок. Дошкольники с интересом смотрели, слушали, участвовали в обсуждении. В ответ мы приготовили ребятам из Кропоткина небольшой видеофильм о праздновании новогодних праздников в нашем городе. Получилось красочное и яркое представление, ведь Новосибирск в этом году стал новогодней столицей России! Благодарим родителей за присланные фотографии и ждем более активного участия при подготовке следующего видеописьма).
_____________________________________________________________
Развиваем
речевое дыхание
Развитие речи включает развитие артикуляционной моторики, постановку и закрепление звуков, нормализацию темпа, ритма. Важную роль при этом играет формирование правильного речевого дыхания. Мы говорим на выдохе, если воздуха не хватает во время произнесения высказывания, то нам приходится делать дополнительные вдохи. А это делает нашу речь не достаточно плавной, вносит в нее неоправданные паузы.
Правильно
поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не
мешает произношению слов.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового
звучания на равномерном выдохе. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому
количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание
считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой
вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Дети,
имеющие какие-либо нарушения речи, несомненно, нуждаются в развитии речевого
дыхания. Нужно отметить, что начинать работу над дыханием необходимо с 1-2
упражнений и во время первого занятия попросить ребенка повторить задание 2-3
раза, не больше, чтобы не вызвать головокружение.
Эффективность упражнений во многом зависит от того, насколько вам удастся увлечь дошкольника. Используя в работе над развитием речевого дыхания следующие игры, вы легко вовлечете дошкольника в занятие.
«Большой и маленький».
И.п. - стоя. Представим, что мы
выросли и стали
большими-пребольшими. Глубоко
вдохнем, а на
выдохе встанем на носочки и поднимем
руки.
Тянемся всем телом вверх и произносим:
«Какой
я большой!» Медленно вдыхаем, а
затем со звуком
«ух» приседаем, обхватываем руками
колени,
опускаем
голову и произносим: «Какой я маленький!»
«Дровосек».
И. п.— ноги на ширине плеч, руки
вдоль туловища, Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный
выдох с произношением «Ух-х-х» (5—6 раз).
«Дуем на снежинки».
Положить на ладошку ребенка кусочек
ваты или бумажную снежинку. На счет 1,2 — вдох. На счет 1, 2, 3,
4—выдох. Повторить 3 раза.
«Дятел».
Дети на выдохе произносят как можно
дольше «д-д-д...», ударяя кулачками друг о друга.
«Ёж».
И.п.- сидя на коврике, ноги вместе,
упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди,
медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги - вдох (4 - 5 р)
«Задуй свечу»
Задуть воображаемую или реальную
свечу.
«Буря в стакане»
Дуть в коктейльную трубочку,
опущенную в наполовину наполненный стакан воды.
«Т, т, т»
Полоску бумаги (шириной 1-2 см., а
длиной 5-6 см) зафиксировать с помощью воды вертикально над верхней губой ребенка.
Затем предложить ребенку резко на выдохе произносить «т», чтобы сдуть полоску
бумаги.
Будут
полезны и следующие упражнения для тренировки дыхания:
1. Открывают рот, вдох и выдох
делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.
2.Руку кладут на живот, делают
медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие
между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение
повторяют 5-6 раз.
3.Одну ноздрю закрывают пальцем,
делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.
4.Вдыхают носом, при этом пальцами
нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.
5.Вдыхают носом, затем резко
выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.
_________________________________________________________________
Дружим городами
В конце 2022 года нами была получена посылка от новых друзей из Кропоткина. Ребята прислали нам магниты, открытки, книги о своем родном городе. Сейчас мы готовим ответное письмо и посылку: планируем рассказать об улице, на которой находится наш детский сад; подарить дошкольникам предметы с символикой нашего города и микрорайона.
Мы хотим, чтобы дети России жили в мире и согласии. Именно это является главной целью нашего сотрудничества. Благодаря организации такого проекта у детей расширяется кругозор, они знакомятся с достопримечательностями региона, в котором живут, с бытом, культурой, обычаями других народов России. Наша деятельность позволяет развивать связную речь, способствует формированию познавательного интереса, социально-коммуникативных навыков.
__________________________________________________________________________
20 ноября
С ноября
2022 года мы начали реализацию нового проекта «Дружба через интернет». Ребята
нашей группы познакомились с детьми детского сада города Кропоткин, который
находится в Краснодарском крае. Дети из Кропоткина отправили в Новосибирск
посылку, которую мы скоро получим почтой. Вот такое видео о нашей группе
подготовили дети и педагоги. Данный проект поможет нашим ребятам узнать много
нового о необычном российском городе Кропоткине. В то же время мы будем
рассказывать о своем родном городе, развивая при этом связную речь,
систематизируя свои знания, формируя память, мышление, а главное – испытывая
гордость за наш Новосибирск! В следующем электронном письме мы с ребятами хотим
рассказать новым друзьям об уникальной улице, на которой стоит наш детский сад.
Просим вас, уважаемые родители, прогуляться с детьми по улице Иванова, сделать
фото у бюста Иванову, около НВВКУ, сфотографировать ребенка рядом с танком, у
школы № 190, № 61 и в других местах улицы.
_________________________________________________________________________
с 19 по 23 апреля тема недели -
ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ, РЕК И ОКЕАНОВ
«Великаны» словообразование сущ. с увеличительными суффиксами
пескарь ‒ пескарище осьминог‒ осьминожище рак ‒ рачище нарвал‒ нарвалище кальмар ‒ кальмарище креветка ‒ креветище
«Сосчитай 2,5» (согласование числительных с сущ. в роде, числе и падеже)
Один чёрный краб два чёрных краба пять чёрных крабов
Одна плоская камбала две плоских камбалы пять плоских камбал
Один электрический скат два электрических ската пять электрических скатов
Одна конусная ракушка две конусных ракушки пять конусных ракушек
Одна острозубая мурена две острозубых мурены пять острозубых мурен
Одна радужная форель две радужных форели пять радужных форелей
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?» образование притяжательных прилагательных
У щуки плавники чьи?‒ ... щучьи У рыбы потомство чьё? ‒…рыбье
У рыбы чешуя чья?‒ ... рыбья У черепахи панцирь чей?‒ ... черепаший
У кита ус чей?‒... китовый У дельфина глаза чьи?‒ ... дельфиньи
У акулы туловище чьё? ‒... акулье У лосося икра чья?‒ ... лососевая
«Подбери признаки и действия»
Караси какие? – маленькие, проворные, быстрые, юркие, золотистые,…
Дельфин какой? – серый, большой, добрый, умный, плавающий,…
Медуза какая? – прозрачная, крупная, жалящая, холодная, ядовитая,…
Рыбы что делают? – спасаются, охотятся, ловят, прячутся, ныряют, питаются, откладывают, плавают…
«Дружная семейка» упражнять в подборе родственных слов
Рыба‒ ... рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…
«Четвертый лишний»
Касатка, кашалот, дельфин, водоросли. Лишнее слово «водоросли», потому что
это растение, а все остальные – морские млекопитающие.
Сом, щука, осьминог, ёрш. ____________________________________________________
Плавники, шерсть, чешуя, жабры. _____________________________________________
Лужа, море, река, аквариум. __________________________________________________
Морская звезда, морской конёк, морская волна, морской ёж. _______________________
Пересказ рассказа «Кораллы»
Задачи:закрепить понятия по лексической теме,
развитие фонематического восприятия;упражнять в образовании новых слов,
согласование существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах,развитие связной речи,
расширение тематического словаря: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, планетный, планетарий, инопланетяне
развитие фонематического восприятия;
развитие внимания, памяти, мышления, воображения
воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.
Дидактические игры и упражнения.
- Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Например:
далёкий — близкий тесный — ...
большой — ... улетать — ...
высокий — ... взлетать — ...
известный — ... включать — ...
тёмный — ... подниматься — ...
яркий — ...
- Игра «Сосчитай-ка»
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).
Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда, ...
Одна быстрая ракета, ...
Одна опытный космонавт, ...
Одна далёкая планета, ...
- Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Взрослый предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.
- Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные представления.
- Игра «Портрет пришельца»
Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!
Ещё вариант: возьмём лист бумаги и поставим на нём несколько клякс. Теперь возьмём трубочку и раздуем кляксы в разные стороны. Дорисуйте элементы. Посмотрите, у кого кто получился.
- Игра «Космические пазлы».
Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?
- Игра «Что лишнее и почему?»
Солнце, Луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, припозднится, приземлиться.
- Игра «Собери предложение.»
Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
- Игра «Скажи наоборот».
Далеко- близко.
Высоко – низко.
Улететь - …
Взлететь - …
Темно - …
Ярко - …
Тесно - …
Где какой?
На Земле – земной.
На Луне - … лунный
На солнце - … солнечный
Успехов вам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий