четверг, 12 сентября 2024 г.

Еще раз о любви

 Цитаты из лекции А.Г.  Асмолова


➤ Наша жизнь по большому счету — это океан «влюблений». Любить — это значит всегда подниматься ввысь.


➤ В любви важны не слова, а смысловая интонация. Любовь приводит к полю, которое мало кто чувствует. Это уникальное, ценностно-смысловое поле.


➤ Все мы помним великую любовь и великую драму Данте и Беатриче. Он видел ее только мельком. Но после — все стихи и все произведения так или иначе были связаны с ней. Незавершенная любовь, как говорил Жан Люк Нанси, последователь Фрейда, это «ожог смысла». Между Данте и Беатриче был этот «ожог смысла». А то, что вне времени, всегда ко времени: поэтому их история притягательной незавершенной любви невероятно современна.


Лаура и Петрарка — еще одна уникальная симбиотическая пара, еще одна любовь, меняющая картину мира. И наконец, «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» — еще одна история, которая проходит через все времена: вызов традиции, вызов семье — и любовь тут как мотивация.


➤  В психологии различают три формы переживания. Аффект, эмоция и чувство: чем они отличаются? Из ворот вдруг на вас выскочила машина, но вы успели сделать шаг в сторону, идете дальше, а потом вас «пробивает»: появляется озноб и так далее. Аффект — не вы контролируете себя, а он имеет власть над вами. Эмоция — другое дело. Она видит смысл ситуации, смысл мотивов, помогает предвосхищать события. Как писал Стендаль, нужно озеро эмоций, чтобы выпал кристалл любви. Любовь — это чувство, к которому приводят эмоции. Мавр любит Дездемону, но его охватил аффект. Отсюда — проблема многозначности чувств: можно любить, но можно и  убить.


➤ Трагедия, идущая через «Тихий Дон»: для Аксиньи, которую в фильме играет Элина Быстрицкая, любовь — это сила, полностью меняющая мир. Когда она видит Григория, солнце начинает светить по-другому.


➤ Мастер и Маргарита. Любимый — всегда неповторим, он всегда «тот самый мастер». Феномен любви с первого взгляда существует, это и есть тот самый «ожог смысла».


➤ «Эйнштейн и Маргарита» — новая постановка по пьесе Гельмана. Вы узнаете не гения, создателя теории относительности, а беспредельного донжуана. Вот он встречает Маргариту  — и ради того, чтобы только обнять ее готов на всё, даже сотрудничать с КГБ, сотрудником которого и была Маргарита. Возникает феномен идеализации любимого человека, когда любовь выступает как общая система кровообращения. Когда вы влюбляетесь в человека, вы не просто влюбляетесь в кого-то: в творчестве любви нет субъекта и объекта. Когда вы влюбляетесь, вы ТВОРИТЕ другого человека. Он становится самым-самым, вы делаете его другим. Любовь — всегда конструирование другого человека. И когда происходит отравление, бывает, что возникает и злость: человек оказывается не таким, как мы его себе представляли в любви. И ты становишься сам на себя не похож.


➤ Любовь — всегда чудо. Невозможное возможно. Когда каждый день, когда любовь не убил быт, ты смотришь на своего человека и говоришь: я не верю, что это ты... Как писал Галич,


Как мне странно, что ты жена,


Как мне странно, что ты жива!


А я-то думал, что просто


Ты мной воображена...


Другой — это всегда ценность. И без значимого Другого вас не существует. Судьба Дон Жуана всегда трагична. Любовь — это нахождение себя в Другом, а Дон Жуан не находит себя в другом, он одинок.


➤ Как только мы говорим о любви, нельзя быть серьезными. Но  без любви ты становишься бессильным. Игорь Губерман:


➤ Вы знаете статую Джульетты в Вероне. Говорят, к ней всегда стоит огромная очередь, но зачем? Есть поверье, что если положить ей руку на грудь, то станешь счастливее. Но ведь она же бронзовая! Это какой же в мире дефицит любви, что очереди стоят только для того, чтобы подержать Джульетту за грудь. Эта статуя — символ всеобщей нехватки любви."


вторник, 10 сентября 2024 г.

О любви

 Проявляйте любовь

Первое, что должны делать родители, — это проявлять свою любовь, не скупиться на ласку и похвалы и чутко реагировать на эмоциональные потребности ребенка. Это способствует развитию саморегуляции, поскольку, когда ребенок чувствует проявление любви, у него формируется восприятие мира как безопасного и приятного места. Это позволяет ребенку «отделиться» от родителей и не бояться, что за каждым углом его подстерегают неприятности.

Если поведение родителей отличается холодностью, отстраненностью или непоследовательностью в проявлении чувств, ребенок не ощущает себя в безопасности. Это не способствует закалке детского характера, а лишь создает видимую оболочку, очень хрупкую.

Это как застывший слой шоколада на шарике мороженого. Какое-то время этот шоколадный слой придает мороженому форму, но при малейшем неловком движении ломается. Бывает, что дети, чьи родители холодны с ними, кажутся сильными, но их внутренняя вера в себя, как и в остальное человечество, при этом очень хрупкая.

2
Любви к ребенку не может быть слишком много

Ребенку не повредит, если каждый день говорить ему о том, что вы его любите. Ребенку не повредит, когда ему как можно чаще напоминают, что он источник вашей бесконечной радости. Ребенку не повредит, когда его обнимают и искренне хвалят за что-то. Не стоит сдерживать свои порывы нежности и проявлять холодность из-за того, что вы боитесь испортить ребенка избыточным вниманием. Некоторые родители уверены, что строгость в отношениях воспитывает характер. На самом деле все как раз наоборот. Когда дети ощущают искреннюю любовь, почти всегда они высказывают меньше требований.

3
Не стесняйтесь физических проявлений своей любви

Детям необходимо физическое проявление любви от родителей не только в младенчестве, но и в детском, и в подростковом возрасте. Часто родители не осознают, что их детям это необходимо даже тогда, когда они выросли и стесняются этого. Иногда просто стоит быть немного деликатнее в том, когда и как вы это делаете. Не акцентируйте на этом внимание: для ребенка лучше всего, когда это естественная и повседневная часть ваших с ним отношений.

Иными словами, научитесь проявлять свою любовь к ребенку, не выставляя это напоказ: достаточно быстро поцеловать его, когда утром он уходит в школу, обнять, когда он вернулся из школы, потрепать по плечу, когда он склонился над столом. Такой физический контакт, каким бы мимолетным он ни был, укрепляет вашу взаимную эмоциональную привязанность.

4
Постарайтесь понять эмоциональные потребности ребенка

Это значит не просто утешить ребенка, когда он плачет, или успокоить, когда он боится. Необходимо внимательно наблюдать за его настроением и реагировать так, чтобы помогать его эмоциональному развитию. Эмоциональные потребности ребенка меняются по мере взросления. В младенчестве родители должны обеспечить ребенку чувство безопасности и доверия, когда ребенок расстроен.

В раннем детстве — помогать ребенку становиться все более самостоятельным, поощряя его поступки. В начальной школе, когда дети часто начинают сомневаться в своих способностях, родители должны создать такую обстановку, чтобы ребенок поверил в себя и мог добиться успеха. В подростковом возрасте задача родителей — помочь подростку быть уверенным в себе и самостоятельным.

5
«Мой дом — моя крепость»

Ребенку нужно чувствовать, что дом — это то место, где он может укрыться от сложностей повседневной жизни. Создайте у себя дома такую атмосферу, которая позволит ребенку действительно расслабиться, забыть о своих проблемах, постарайтесь снизить для него уровень стресса, сделать так, чтобы дома не происходило ссор и споров и эмоционального выяснения отношений.

Ребенку нужен этот островок спокойствия после сложного дня в школе, неприятного случая на детской площадке, в тот день, когда его предали друзья или когда он поссорился с любимым человеком. Не в ваших силах сделать так, чтобы эти проблемы исчезли, но соответствующая атмосфера дома поможет ребенку немного отвлечься.

6
Участвуйте в жизни своего ребенка

Самый надежный фактор, способный прогнозировать хорошее психологическое здоровье ребенка, его социальную адаптацию и счастье, — это вовлеченность родителей в его жизнь. Дети, чьи родители участвуют в школьной жизни ребенка, лучше учатся. Те дети, с которыми родители просто разговаривают в свободное время, имеют хорошую самооценку, у них реже возникают психологические проблемы.

Нет ничего более важного для правильного психологического развития ребенка, чем глубокое и постоянное участие родителей в его жизни. Для этого требуются время и серьезные усилия. Зачастую ради того, что нужно ребенку, приходится переосмыслить свои приоритеты и даже пожертвовать собственными интересами. Но это того стоит. Это создаст ребенку запас психологической устойчивости, который будет поддерживать его на протяжении всей жизни. Кроме того, это принципиально необходимо для развития саморегуляции.

7
Не будьте слишком навязчивы

Важный фактор в воспитании счастливого, здорового и успешного ребенка — это его ощущение самодостаточности и прогресса. Несомненно, ребенку важно знать, что родители всегда рядом с ним и готовы прийти на помощь, но ему не менее важно понимать, что есть множество ситуаций, с которыми он вполне справится самостоятельно.

Если пытаться держать под контролем каждую мелочь в жизни ребенка и не давать ему возможности делать что-то самому, у него никогда не сформируется уверенность в собственных способностях. По большому счету единственный способ помочь ребенку развить в себе устойчивый навык самоконтроля — дать ему свободу принимать собственные решения, даже если в каких-то случаях это приведет к неудаче или разочарованию.

8
Будьте последовательны

Самый серьезный фактор, влияющий на низкий уровень самоконтроля у детей, — непоследовательность родителей. Если каждый день появляются новые правила или родители требуют выполнения правил лишь от случая к случаю, то в безалаберности ребенка им можно винить только себя.

Самый простой способ научить ребенка хорошему поведению — довести его до уровня привычки, а добиться этого можно только будучи последовательным. Установите распорядок дня, в соответствии с которым живет ваша семья. Постарайтесь, чтобы прием пищи проходил по расписанию. Продумайте порядок повседневных действий, например, как дети должны собираться в школу и возвращаться домой из школы, как укладываться спать.

9
Настраивайте ребенка на успех

Ваши ожидания должны быть такими, чтобы помочь ребенку продемонстрировать, насколько взрослым он стал; чтобы для их достижения ему пришлось постараться чуть больше, чем он уже привык, но чтобы это было для него выполнимо. Таким образом, когда ребенок добьется успеха, у него появится уверенность в своих способностях сделать что-то хорошо самостоятельно.

В случае неудачи не позволяйте ребенку считать, что он провалился. Вместо этого обратите внимание на то, что он сделал правильно, и по возможности помогите ему понять, что можно сделать по-другому или лучше в следующий раз.

10
Хвалите ребенка за его достижения, но акцентируйте внимание на усилиях, а не на результате

Похвала укрепляет самооценку ребенка, но правильная похвала помогает ему выучить важный урок, насколько необходимо приложить усилия для достижения цели. Лучше сказать: «Ты отлично справился с подготовкой доклада», чем: «Ты такой умный».

Подчеркивайте в похвале взаимосвязь между достижением и приложенными усилиями, а не списывайте этот успех на счет «естественных» или внутренних характеристик. Похвала должна касаться качества достижения, а не основываться на той оценке, которую ребенок получил от кого-то. Например, лучше сказать: «Я горжусь тем, как ты написал этот диктант», чем: «Я горжусь, что ты получил пятерку за диктант».

Возрастные особенности 5 лет

              Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это — произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. 
               Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. 
                Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. 
                  На шестом году жизни ребенка создаются благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. 
                  Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. 
                   Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. 
                   Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Это приводит к двум существенным изменениям в жизни детей: — изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений; — появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. 
                   Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические. Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. 
                    Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни. 
                    В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. 
                   Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. Дети не должны получать односложные ответы на свои вопросы. Отвечать ребенку необходимо полно и развернуто, спрашивать его мнение, заставлять думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь 
                   В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение. 
Игры 
                 Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. 
Творчество 
                  Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
                Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.                    Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. 
                   Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ. 
Восприятие окружающего мира 
                Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. Мышление 
                   В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.
                  В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. 
                Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
 Речь                   
                 В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты). Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может придумывать «свои» слова. 
                   В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы. Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно, при склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения. Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением. Словарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка шестого года жизни будет в норме.

Тест

ЗОЖ в некоторых традициях русской культуры

         По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие бол...