Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или
менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше
интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам.
Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще
недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. На
пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому
неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией,
демонстрации своих знаний.
На шестом году жизни ребенка создаются благоприятные
условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это,
во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило,
такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление
внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые
ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с
окружающими.
Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и
личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого
налаживать и осуществлять совместную игру.
Дети 5-6 лет уже могут распределять
роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое
взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и
интонационно взятой роли.
Речь, сопровождающая реальные отношения детей,
отличается от ролевой речи. Это приводит к двум существенным изменениям в жизни
детей: — изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его
эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений; — появление интереса к
личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более
заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей
малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.
Старший
дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются
устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные,
моральные, эстетические. Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у
ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом
возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное
искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских
отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным
отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в
своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от
нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям,
перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во
многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со
взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и
правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения.
Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в
процессе повседневной жизни.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю
познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В
этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением
его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является
чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку
описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о
космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах,
изобретениях и о многом другом.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их
познавательное развитие, расширение кругозора. Дети не должны получать
односложные ответы на свои вопросы. Отвечать ребенку необходимо полно и
развернуто, спрашивать его мнение, заставлять думать и рассуждать. «А почему
сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей
много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по
полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь
В старшем дошкольном
возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной
(нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать
свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие,
внимание, память, мышление, воображение.
Игры
Дети шестого года жизни уже могут
распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и
интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,
отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и
понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни
роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении
ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой
«центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет
врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в
качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся
разнообразными.
Творчество
Развивается изобразительная деятельность детей. Это
возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до
двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и
жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и
книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных
объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения,
передавать статичные и динамичные отношения.
Рисунки приобретают сюжетный
характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с
небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о
половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали
деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от
имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.
Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная
деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут
конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть
сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок
«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными
деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае
ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ.
Восприятие окружающего мира
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета,
формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются.
Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину
объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти
различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе
пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы
и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных
ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно
если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом
противоположных признаков. Мышление
В старшем дошкольном возрасте продолжает
развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном
плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления
сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и
комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того,
совершенствуется способность к обобщению, что является основой
словесно-логического мышления.
В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые
могут изменяться. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и
давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят
за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет
детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся
истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость,
распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного
к произвольному вниманию.
Речь
В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный
запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную
тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие
слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все
части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения,
союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и
деепричастные обороты). Ребенок часто проговаривает действия или мысли
персонажей во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может
придумывать «свои» слова.
В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают
стихи, рассказы. Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети
могут иногда допускать ошибки, особенно, при склонении существительных по
падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения.
Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе
«сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи,
как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с
ускорением или замедлением. Словарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет
полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды.
Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много
разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка шестого года
жизни будет в норме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий