для вас,родители

20 ноября

тема недели

«Животные жарких стран и Севера»

 1.Словарь:

Слово-предмет

Слово-действие          

Слово-признак:  

      Лев, жираф, обезьяна, слон, крокодил, ящерица, змея; белый медведь, пингвин; кит; пустыня,  море.

        Тигр, бегемот, зебра, кенгуру, черепаха, носорог; тюлень, олень; хобот; охота, океан; северюг.

         Антилопа, пантера, дикобраз, леопард; морж, полярная сова; осьминог; ласты, жабры, плавник, бивень, икра; добыча; тайга.

      Плавать, лежать, нападать, питаться, гретьсязащищать.

        Скрыватьсязатаитьсяпередвигатьсянырятьохранятьзаботиться, хватать.

       Откладывать, высиживать, выслеживать, настигатьсвирепеть, рвать, выживать

       Теплыйвысокийтяжёлыйдлинныйширокийтолстый, зубастый, усатый.

      Огромныйсмелыйопасныйшустрыйловкийленивыйгустой, полосатый, лохматыйсеверный, жаркий, знойный.

     Неповоротливыйрезвыйюркиймощныйбесстрашный, пятнистый, толстокожий, сумчатый, длинношеийводоплавающий.

Наречия: Жаркозасушливоловко,  терпеливо, чутко, жадно, свирепо.

2.«Один - много». Образование мн.ч.  имен существительных в родительном падеже.

Лев – львы - львов

Зебра -  

Леопард –

Гепард -  

Пингвин –

Тюлень -

3«Счет  животных». Согласование имен существительных  с числительными.

Один бегемот – два бегемота – пять бегемотов

Один крокодил  -

Один – пингвин –

4. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – тигр, мама – тигрица, детеныш - тигренок, детеныши – тигрята

Папа – лев, мама –                       детеныш -                                           детеныши –  

Папа – слон, мама –                      детеныш –                                          детеныши –  

Папа – олень    мама –                   детеныш –                                         детеныши –  

5. «Подбери признак ». Согласование имен существительных с именами прилагательными

Жираф (какой?) –

зебра (какая?) - …

слоны (какие?) - … .

6. «Подбери похожие по смыслу слова». Подбор синонимов.

Слон – большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный).

7. «Сравни!» Образование сравнительной степени  имен прилагательных

Слон высокий, а жираф еще выше.

Бегемот тяжелый, а слон еще

Лошадь выносливая, а верблюд еще

Заяц прыгает далеко, а кенгуру еще  

8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее слона. – Кто быстрее всех, а кто медленнее?

Львица ждет льва. – Кто задерживается?

Газель бежала за антилопой, а за газелью – львица. – Кто впереди, а кто последний?________________________________________

7 ноября

Рекомендации для родителей по закреплению материала  на  тему:«ПДД.Транспорт»

Задание 1. Игра «Один – много»

Грузовая машина – грузовые машины

реактивный самолет — …

подводный корабль — …

спущенное колесо – …

дальний вагон — …

мудрый капитан — …

внимательный водитель — …

умелый летчик — …

Задание 2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Пароход, лодка, самолёт, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолёт, вертолёт, велосипед, воздушный шар.

Самосвал, троллейбус, самокат, автобус.

Задание 3 . Игра «Сосчитай до пяти»

Один подъемный кран – два подъемных крана,

Один рейсовый автобус –...

Одно большое колесо –...

Задание 4. Игра «Закончи предложение»

Машинист – это тот, кто …

Пассажир – это…

Кондуктор – это…

Капитан – это…

Пешеход – это…

Шофер – это…

Летчик – это…

Регулировщик – это …

Задание 5. Игра «Назови звуки»

Предложите ребенку назвать первый и последний звук в словах:

«МАШИНА», «САМОЛЕТ», «АВТОБУС», «ЛОДКА», «ПАССАЖИР», «САМОСВАЛ», «ПЕШЕХОД», «БУЛЬДОЗЕР».

Задание 6. «Объясни словечко»

Снегоуборочная, железнодорожный, подземный, международные, сухопутный, вездеход, внедорожник, быстроходный, трёхколёсный.

Задание 7. Выучить стихотворение.

Шофёр.

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я её приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор –

Машину беречь должен каждый шофёр.

Задание 8. Нарисуй по клеткам транспорт

 

Транспорт

__________________________________________________________________________

11 сентября

Рекомендации для родителей по закреплению материала  на  тему  "Дары леса"        Рассмотрите с ребёнком иллюстрации и картинки с изображением леса, грибов и ягод.

- Побеседуйте о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

- Повторите обобщающие слова «грибы», «ягоды».

- Вспомните вместе с ребёнком о том, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными.

- Побеседуйте с ребёнком о том, какие блюда можно приготовить из грибов и ягод.

 Поиграйте в игры

- «Весёлый повар». (Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребёнку мяч; ребёнок называет то же блюдо, употребив прилагательное, и возвращает вам мяч)

Варенье из малины. – Малиновое варенье.

Варенье из земляники. – Земляничное варенье.

Варенье из черники. – Черничное варенье.

Варенье из брусники. – Брусничное варенье.

Компот из земляники. – Земляничный компот.

Компот из черники. – Черничный компот.

Компот из брусники. – Брусничный компот.

Повидло из земляники. – Земляничное повидло.

Повидло из брусники. – Брусничное повидло.

Повидло из ежевики. – Ежевичное повидло.

Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.

 - «Один — много» (образование множественного числа существительных): один мухомор — много мухоморов, одна малина — много…, одна брусника — много…, один подберёзовик — много … и т.д.

 - «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): гриб — грибок, грибочек; ягода —, мухомор -, подберёзовик - … и т.д.

 - «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две) одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек; один мухомор, два мухомора. пять мухоморов; одна земляника, две земляники. пять земляник.

-  «Четвёртый лишний» (объяснить, почему предмет лишний).

Белый гриб, волнушка, клюква, опята.

Черника, ежевика, мухомор, малина.

Подберёзовик, поганка, опята, подосиновик.

Малина, ежевика, клюква, волчья ягода.

-  Дидактическая игра «Есть - нет».

Мухомор – нет мухомора

Подберёзовик – …

Земляника - …

Поганка - … ит.д.

- Предложите детям повторить скороговорки:

Белый гриб боровичок от Бори спрятал свой бочок. И – молчок!

У опушки две старушки брали грузди и волнушки.

Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок.

_______

20 марта
Методические рекомендации по лексической теме недели:

                                             «Неделя детской книги»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассказать детям о библиотеке и работе библиотекаря; спросить, для чего людям нужны библиотеки;рассказать о том, что нужно беречь книги, и о том, как много людей разных профессий трудятся над созданием книг; прочитать книгу С.Маршака «Как печатали книгу»; посетить вместе с ребенком библиотеку.

Задание 2. Рассмотреть вместе с ребенком книгу, обращая внимание на шрифт, обложку, иллюстрации.

Задание 3. Отгадать загадку.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Задание 4. Выучить стихотворение.

Заболела эта книжка - разорвал ее братишка. Я больную пожалею - я возьму ее и склею.

Задание 5. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить рассказ, сказку или стихотворение. Сделайте книжку, пусть ребенок нарисует картинки к своей книге, красочно ее оформит и принесет в детский сад.

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак к пред­мету»: книга (какая?) - детская, художественная, научная, красочная, большая....

Задание 7. Подобрать родственные слова к слову книга (книжка, книжный, книголюб, книгопечатание).

Задание 8. Предложить ребенку выполнить по заданию взрослого действия с книгой:

положить книгу на стол, в стол, под стол, около стола; достать книгу из сумки...

Затем спросить у ребенка: «Что ты сделал?» - «Я положил книгу на стол»... (упражнение на понимание и употребление предлогов).

Задание 9. Дидактическая игра «Угадай сказку по отрывку». (Взрослый читает отрывок из сказки, а ребенок угадывает ее название.)   Игра «Кому принадлежат эти предметы?»

1. Мыло, полотенце, зубная паста, щетка. (МОЙДОДЫР)

2. Тарелка, кастрюля, ложка, сковорода (ФЕДОРИНО ГОРЕ)

3. Чашка, самовар, баранки, монетка. (МУХА- ЦОКОТУХА).

Задание 10. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) будем сказки называть (хлопаем в ладоши). Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок, Три медведя, Волк и лиса, есть Снегурочка-краса. Жихарку не позабудем, Репку и Хаврошечку, знаем Волка и семеро козлят (загибаем пальцы) этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши).

Задание 11. Предложите детям нарисовать или слепить любимого сказочного героя, аппликацию –«закладка для книг».

  


Задание 12. Почитайте рассказы Н. Носова, В. Драгунского.

 

Консультация для родителей на тему:

«Читайте детям вслух»

Сейчас существует множество вариантов «заменителей» чтения, которые очень выгодны для родителей. Например, просмотр телепередач, прослушивание аудиосказок или онлайн-мультфильмы. Сейчас в век информации, человеческое сознание находится под атакой рекламы, ярких картинок, новостей и т.д. Не стоит забывать, что родители – это первые учителя для своих детей. И именно от них зависит, научится ли ребенок думать самостоятельно, фантазировать и захочет ли он получать новые знания и искать ответы на вопросы.

Чтение вслух будет полезно даже грудному ребенку. Хотя, может казаться, что он еще ничего не понимает, но можно увидеть, что в момент чтения малыш наблюдает за мимикой взрослого, учится улавливать меняющиеся интонации голоса. Таким образом, он общается с родителями на эмоциональном уровне.

Для детей дошкольного возраста совместное чтение должно быть важной семейной традицией или ритуалом. Никогда не отнекивайтесь от ребенка, который просит Вас почитать ему книжку. Ведь в такие моменты Вы становитесь еще ближе друг другу. Когда ребенок научится читать самостоятельно, очень полезно разыгрывать небольшие сценки, читать книги по ролям или предложить ему по-своему продолжить сюжет сказки. Обязательно обсуждайте прочитанное.

Постоянное совместное чтение не только привьет любовь к книгам, но и будет способствовать формированию врожденной грамотности, что значительно облегчит дальнейшее обучение в школе. Кроме того, чтение для детей вслух способствует развитию воображения. Дети переживают сказочные истории, как реальные, он словно попадают в другой мир, где воображению нет предела.

Благодаря чтению у ребенка пополняется словарный запас. Он узнает много новых, интересных и необычных слов. Он учится их понимать и применять в повседневной жизни. А умение красиво и грамотно выражать свои мысли еще никому не помешало.________________________________________________________113 марта


Методические рекомендации по лексической теме недели: «Человек. Части тела.»

Родителям рекомендуется:

1. Рассмотреть и повторить названия частей тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги, глаза, нос, уши, рот, щеки, зубы, локти, ладони, плечо, пальцы, колени, стопа, живот, спина, брови, ресницы, пальцы и т.д.

2. «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Упражнение в практическом употреблении предлога «У».

У меня лоб, а у куклы Маши – лобик.

У меня нос, а у куклы Маши – носик.

И т.д.

3. «ОДИН - МНОГО» (образование множественного числа сущ-ых)

Рука-руки Голова-… Ухо-… Глаз- … Живот-…

Нога-… Нос-… Спина-… Язык-… Шея- …

4. «Я НАЧНУ, А ТЫ ЗАКОНЧИ» (расширение глагольного словаря, ГЛАГОЛЫ: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, поднимать, опускать, поворачивать, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти, мыть, вытирать, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчесывать.)

Головой мы (что делаем?) – думаем, качаем….

Ушами- … ртом-…

Глазами-… руками-…

Носом-… ногами-…

5. «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО» (Закончить предложения одним и тем же словом в нужной форме.)

1. РУКА.

Возьми карандаш в правую …. Я рисую правой …

У меня две … Я растираю свои …..

Я беру мяч двумя …

2. НОГА

Я прыгаю на левой …. Сделай шаг правой ….

У человека две …. У рыбы нет …..

Я опустил в воду … Я одеваю носки на ….

Математика

____________________________________Игры и упражнения:


1. «Подбери предмет» (часть тела). Видят — глаза; слышат, работают, бегают, ды­шит, жуют, стоят, машут, трогают, нюхает, говорит, пишут. 

2.  «Два, две».Парные части тела: две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни.

3.«Мой, моя, мои».Мой — нос, язык, рот и т.д.Моя — рука, нога, голова и т.д.Мои — руки, плечи, ноги, уши и т.д.

4.«Угадай, о чем говорю?»Ходят, бегают, топают?Берут, кладут, несут?Сжимаются, разжимаются, растопыриваются?Закрываются, подмигивают, жмурятся?

5. Назови и покажи, что можно делать: руками, ногами, глазами, носом.

6. Чего у человека по 2? 1? 5? 10?

7.Игра «3 слова» - подбор прилагательных.Ноги- (какие?)…, уши- .., зубы-…, руки- .., глаза-…

8. «Четвертый лишний», объясни свой выбор.Нога, колено, тапки, пятки.Рука, человек, голова, грудь.Хлеб, язык, зубы, губы.Живот, спина, копыта, плечи.Глаза, нос, колени, рот.11. Счет от 1 до 10: глаз, бровь, ухо.

9. Отгадывание загадок:


- У двух матерей по 5 сыновей.

- Всегда во рту, а не проглотишь?

– Ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут?

- Живет мой братец за горой, никак не встретится со мной.



10. Составление описательного рассказа каждого ребенка о себе. По схеме- модулю: Цвет, длина волос; цвет, форма глаз; форма ушей, рост, телосложение.

___


________________________________________________________________________


Методические рекомендации по ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»


Родителям рекомендуется:

  • Рассмотреть с ребенком иллюстрации, имеющие отношение к данному празднику.

  • Рассказать ребенку о празднике «День защитника Отечества» (дата празднования, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день).

  • Рекомендуемый видеоматериал можно найти по ссылкам:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15757946284232208527&text=+видео+о+празднике+23+февраля+для+детей.

Словарь существительных: солдат, офицер, маршал, лейтенант, Родина, Отечество, снайпер, ракетчик, танкист, парашютист, десантник, моряк, матросы, капитан, радист, пилот, штурман, полководец, ракета, танк, лётчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель, рядовой, служба, память, армия, войска, парад, салют, праздник и т.д.

Словарь прилагательных: ракетные, военно-морские, летные, пограничные, сухопутные, храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный, бесстрашные, геройские, смелые и т.д.

Глагольный словарь: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться, служить, стрелять, заряжать, маршировать, поздравлять и т.д.

Словарь наречий: высоко, далеко, быстро и т.д.

Поиграйте с ребёнком:

1. «Назови войско».

Артиллерист – артиллерия

Летчик – ...

Кавалерист – ...

Разведчик – ...

Пехотинец – ...Пулеметчик – ...

Танкист – …

Гранатометчик – ...

Десантник – ...

Пограничник – ...

Моряк – ...

2. «Скажи правильно».

Снаряд – много (чего?) снарядов (пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, флаг, вертолет, танк, самолет, пулемет).

3. «Посчитай».

Один танк, два …, три …, четыре …, пять… (самолет, вертолет, корабль, флаг, пистолет, автомат, матрос, пилот, разведчик, орден, медаль, десантник, каска, тельняшка, фуражка).

4. «Составь правильно».

Цель, ракета, в, попала.

Дорога, танк, по, большой, едет.

Получил, смелость, за, разведчик, орден.

На, истребитель, военный, пилот, летать.

Граница, на, Родина, пограничники, наша, служат.

5. «Есть – нет».

Танк – нет танка, (граница, автомат, пушка, самолет, ракета).

6. «Какое слово не подходит?».

Воин, воинский, воет, воевать, война.

Рана, ранить, охрана, раненый, ранение

7. «Подбери признак».

Танк (какой?) железный, быстрый, российский, (доброволец, предатель, рядовой, служба, армия, войска, парад, салют, праздник).

8. «Подбери действия».

Самолет (что делает?) приземляется, взлетает, летит, (танк, парашютист, автомат, подводная лодка, ракетная установка, военнослужащий, кавалерист, разведчик, полководец, праздник).9. «Семейка слов».

Воин – военный, воинская (часть), воевать, война.

10. «Какие войска?».

-Как можно назвать войска, которые защищают нашу страну с воздуха? (военно-воздушные силы).

-На море? (военно-морские силы или морской флот).

-На суше? (сухопутные войска).

11. «Четвертый лишний».

Вертолет, корабль, подводная лодка, шлюпка.

Подводник, матрос, пехотинец, моряк.

Пилотка, фуражка, шлем, танк.

Артиллерист, моряк, танкист, пехотинец.

Пистолет, зенитная установка, винтовка, автомат.

Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

12. Составление описательного рассказа по плану.

«О подготовке к празднику»

- Как называется праздник?

- Когда отмечают праздник?

- Как готовятся к этому празднику?

- Кого поздравляют в этот праздник?

- Какие подарки приготовили для пап?

13. Почитайте детям.

К. Авдеенко «Маленький офицерик, или Рассказ маленького мальчика», С. Алексеев «Первый ночной таран», С. Баруздин «За Родину», Е. Благинина «Шинель», Т. Бокова «23 февраля- День Армейской славы!», А. Гайдар «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», И. Грошева «Сегодня Федя не проказник», А. Митяев «Почему армия родная», «Мешок овсянки», Б. Никольский «Солдатские часы», В. Степанов «Наша Армия».

14. Посмотрите вместе с детьми:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18155814044580610210&text=советский+мультфильм+про+военных&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F2378432896594038949.

https://yandex.ru/video/preview/18188373706130290867,

https://yandex.ru/video/preview/12115205867695002878.

________________________________________________________________________



2 февраля
Тема следующей недели «ПРОФЕССИИ»

Методические рекомендации по лексической теме

«ПРОФЕССИИ»



  • Рассмотреть с ребенком иллюстрации по теме.

  • Уточните у ребёнка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие орудия труда и инструменты им для этого нужны.

  • Расскажите ребёнку о своей профессии (где вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям.

  • Рекомендуемый видеоматериал можно найти по ссылкам:

https://yandex.ru/video/preview?filmId=2618007710385648106&p=1&parent-reqid=1606402277417035-652795123395267074200163-production-app-host-man-web-yp-290&path=wizard&text=видео+про+профессии+для+детей+дошкольников&wiz_type=vital;

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6845530744210466240&text=советский+мультфильм+про+професии&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DYVNCcjIsXHE;

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2458520053905025046&p=1&parent-reqid=1606402277417035-652795123395267074200163-production-app-host-man-web-yp-290&path=wizard&text=видео+про+профессии+для+детей+дошкольников&wiz_type=vital&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DeadVReihkmE;

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10758300898833052858&p=1&parent-reqid=1606402277417035-652795123395267074200163-production-app-host-man-web-yp-290&path=wizard&text=видео+про+профессии+для+детей+дошкольников&wiz_type=vital&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DFtkwU5H9Oqo.

Словарь существительных: врач, строитель, учитель, фотограф, повар, парикмахер, полицейский, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, архитектор, тракторист,

доярка, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, медсестра, пожарный, нефтяник, геолог, оленевод, рыболов; воспитатель, медсестра, швея, почтальон, домохозяйка, вахта, вышка, буровая, качалки, нефть, газ, работа, труд, профессия, ножницы, пила, рубанок, топор, продукты, таблетки, градусник, указка, тетради, книги, машина, посуда, плита, кран, трактор, кисти, краски и т.д.

Словарь прилагательных: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный; нужный, полезный, интересный, трудный, нефтяной, газовый, буровой, школьный, медицинский и т.д.

Поиграйте с ребёнком:

  1. Продолжи предложения.

В магазине работают продавцы, кассиры, …

В больнице работают, … .

На стройке работают, … .

В детском саду работают, … 

      2.«Посчитай».

Одина швея, две …, три …, четыре …, пять…

Один продавец, два …, три …, четыре …, пять 

     3.«Один – много».

Учитель — учителя — учителей, (врач, продавец, пекарь, фотограф, портной, доярка, почтальон)

    4.«Назови по образцу».

Он художник, а она — художница.

Он учитель, а она — ... .

Он писатель, а она — ... .

Он проводник, а она — ... .

Он певец, а она — ... .

Он переводчик, а она — ... 

    5.«Кто что делает?»

Учитель — учит читать, писать, считать, (пожарный, строитель, маляр, фотограф, повар, портной, парикмахер, библиотекарь, врач, водитель, тракторист, доярка

    6.«Семейка слов».

     Стройка — строитель, строительство, строительный, постройка.

    7. «Путаница».Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом.

                                Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту.

  1. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.

    8. «Почему так названы?».

    Рыболов – ловит рыбу, пчеловод – ..., землекоп – ..., лесоруб – ..., трубочист – ....

    9. «Кому, что нужно для работы».

    Повару - кастрюля, поварешка… (врач, учитель, почтальон, продавец, строитель, парикмахер).

    10. Опиши профессию по плану.

    Название профессии. Какие инструменты нужны для работы по этой профессии. Что делает человек этой профессии.

    11. Почитайте детям:

    Н. Абрамцева «Правдивая история о садовнике», Я. Аким «Неумейка», Г. Андерсен «Свинопас», А. Барто «Штукатуры», С. Баруздин «Мамина работа», Б. Заходер «Шофер», «Строители», «Сапожник», «Портниха», «Переплетчица», Н. Костарев «Профессии», Г. Лагздынь «Кем ты будешь?», В. Ланцетти «Летчик, летчик», Г. Люшнин «Строители», С. Маршак «Пожар», «Почта», «Пограничник», «Как печатали книгу», «Рассказ о неизвестном герое», В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа - милиционер», Н. Носов «Незнайка в

    солнечном городе», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла», русская народная сказка «Семь Симеонов», Г. Сапгир «Садовник», Л. Скребцова «Чудесный парикмахер», В. Тюрин «Кто главный на

    корабле?», К. Ушинский «Булочник», «Сапожник», «Куй железо, пока горячо», К. Чуковский «Доктор Айболит», А. Шибарев «Почтовый ящик».

    12. Посмотрите вместе с детьми:

    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10959094564374104993&text=советский+мультфильм+про+профессии;

    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7232113561906720930&text=советский+мультфильм+дядя+степа;

    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4175030142205211760&text=советский+мультфильм+чем+пахнут+ремесла.




____________________________________________________________




23 января
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
по лексической теме

                           

                                                            "мебель"


Родителям рекомендуется:

  • Рассмотреть с ребенком иллюстрации по теме.

  • Уточните у ребёнка, какая бывает мебель, её назначение.

  • Побеседуйте о том, какая мебель должна стоять на кухне, в гостиной, в спальне, в детской.

  • Рекомендуемый видеоматериал можно найти по ссылкам:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17250139181832696553&text=карточки+домана+для+дошкольников+мебель

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3640767967178722519&text=карточки+домана+для+дошкольников+мебель&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DEjGPmqR68O0

Словарь существительных: мебель, кресло, табурет, сервант, буфет, полка, магазин мебели, комната, кухня, прихожая, стол (ножки, столешница), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки), столяр, плотник и т. д.

Словарь прилагательных: деревянный, стеклянный, металлический, кожаный, пластмассовый, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, удобный, красивый, обеденный, кухонный, спальный, столовый, книжный, письменный, журнальный, платяной, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный и т.д.

Глагольный словарь: стоит, двигать, сидит, идёт, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, держать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, смотреть, покупать, положить, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь и т.д.

Словарь наречий: красиво, удобно, чисто, мягко и т.д.

Поиграйте с ребёнком:

  1. «Один – много».

У нас один стол, а в магазине продается много …. (столов), (шкаф, буфет, диван, кресло, кровать, полка, табурет).

__2. «Большой – маленький».

Большой шкаф – маленький шкафчик, (стул, кровать, диван, кресло, полка).

3. «Какая мебель?».

Шкаф сделан из дерева, он – … деревянный.

Кровать сделана из железа, она – … железная.

Диван сделан из кожи, он – … кожаный.

Стул сделан из пластмассы, он – … пластмассовый.

Стол сделан из стекла, он – …стеклянный.

Табурет сделан из металла, он – … металлический.

4. «Для чего стол?».

Стол, за которым обедают (какой?) – Обеденный стол.

Стол, за которым пишут (какой?) – Письменный стол.

Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – Компьютерный стол.

5. «Четвертый лишний».

Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.

Диван, кресло, табурет, полка.

6. «Жадина».

Мой стол, (шкаф, кровать, диван, стул, табурет, буфет, полка, кресло).

7. «Семейка слов».

Стол — столешница, столовый, столик, настольная (лампа).

8. «Что есть у мебели? Назови части мебели».

Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.

Что есть у стола? – У стола есть ножки, столешница.

Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, дно, полки, ящики, ручки, ножки.

9. «Без чего?».

Если у стола нет ножки ... – стол без ножки.

Если у кровати нет спинки ... – кровать без спинки.

Если у стула нет сиденья ... – стул без сиденья.

Если у шкафа нет дверцы ... – шкаф без дверцы.

Если у буфета нет полки ... – буфет без полки.

10. Почитайте детям:

А. Барто «Хромая табуретка», В. Голявкин «Веселые рассказы», С. Маршак «Откуда стол пришел?», К. Нефедов «Диван», «Мне однажды сон приснился», русская народная сказка «Три медведя», Н. Сердюкова «Шкаф приехал», Е. Степанова «Разговор в шкафу», Е. Тимина «Сказка про старый шкаф», Ю. Тувим «Стол», К. Ушинский «Стол и стул».

11. Послушайте и посмотрите вместе с детьми:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=219530515173138719&text=Н.+Куликова+«Сказка+про+стол+и+стул».

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4543026893448474181&text=советские+мультфильмы+про+мебель+для+детей

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8882439813176120768&text=советские+мультфильмы+про+мебель+для+детей&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F14281440554429662256

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=878595299294142753&text=советские+мультфильмы+про+хвастливого+зайца+для+детей

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15061817698808977077&text=советские+мультфильмы+п____________________________________________


Путеводитель по Новосибирску для детей.



https://www.labirint.ru/books/564605/

____________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
по лексической теме
"Новый год"



  • Рассмотреть с ребенком иллюстрации по теме.

  • Уточните у ребёнка, какой праздник отмечаем, побеседуйте о традициях.

  • Совместно с ребенком украсьте елку, побеседуйте о елочных игрушках, обратите внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назовите их, сравните игрушки по величине и цвету.

  • Рекомендуемый видеоматериал можно найти по ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11855226298367392923&reqid=1641921932048908-1960707365113116893-sas3-0990-dcd-sas-l7-balancer-8080-BAL-8412&suggest_reqid=869608140163029897919675097135165&text=карточки+домана+для+дошкольников+новый+год

Словарь существительных: Новый год, праздник, ель, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, шары, макушка, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, шапка, шуба, борода, валенки, рукавицы, посох, Снегурочка, корона, хлопушки, бусы, фонарики, колокольчики, лампочки, огоньки, петрушки, зайки, мишки, зима, мороз, холод, снег, метель, снежинки, снежки, снеговик, сугробы, и т.д.

Словарь прилагательных: новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, праздничный, блестящие, сказочные, зелёная, пушистая, нарядная, блестящая, снежная, морозная, холодная, белые, лёгкие, холодные, красивые, узорчатые, маскарадный и т.д.

Глагольный словарь: украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, танцуют, смеются, радуются, пляшут, поют, читают, играют, благодарят, падает, кружится, праздновать и т. д.

Словарь наречий: красиво, нарядно, ярко, празднично и т.д.

Поиграйте с ребёнком:

1. «Один - много».

Один шар, а много шаров, (звезда, праздник, ель, игрушка, гирлянда, веселье, подарки, маскарад, хоровод).

2. «Назови ласково».

Шар – шарик, шарики, (звезда, подарок, хоровод, Дед Мороз, шапка, шуба, корона, хлопушка, гирлянда, ель).

3. «Назови, не ошибись!».

Заяц из пластмассы – какой? ...

Шар из стекла – какой? …

Фонарик из бумаги – какой? …

Флажки разных цветов – какие? ...

4. «Подбери признак».

Ель (какая?) – зеленая, высокая, ароматная, холодная, нарядная, колючая, пушистая;

Елочные игрушки (какие?) – ...

Праздник (какой?) – …

Игрушки (какие?) – …

Дед Мороз (какой?) – …

Снегурочка (какая?) – …

Дети (какие?) – …

Подарки (какие?) – …

5. «Узнай слово».

Разноцветная, яркая, мигающая ... (гирлянда).

Колючая, ароматная, зеленая ... (ель).

Долгожданный, веселый, новогодний … (праздник).

6. «Есть – нет».

Шар – нет шара, (праздник, ель, гирлянда, игрушка, хоровод, подарки, маскарад).

7. «Посчитай».

Один подарок, два …, три …, четыре …, пять …, (ель, снеговик, звезда, подарок, хоровод, Дед Мороз, Снегурочка, шуба, хлопушка, гирлянда).

8. Пересказ рассказа «Ёлка».

В детском саду ёлка. У ёлки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с посохом в руке. Он очень понравился детям. Саша на него смотрел, смотрел, подошёл и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:

- Кто меня разбудил?

- Это я, Саша.

- Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.

9. Почитайте детям:

А. Барто «Дело было в январе», «Елка в Москве», В. Берестов «Елочный шар», Л. Воронкова «Таня выбирает елку», Е. Григорьева «Снегурочка», «Магазинная елка», В. Даль «Снегурочка», В. Драгунский «Заколдованная буква», «Мой знакомый медведь», Козлов С. «Как Ослик, Ёжик и Медвежонок встречали Новый год», Ю. Кушак «Путешествие Снегурочки», Е. Малиованова «Новый год», С. Маршак «Декабрь», М. Михайлов «Два Мороза», Е. Павлова «Про елку», Е. Ракитина «Дед Мороз в волшебной каске», П. Синявский «Мы встречали Новый год», В. Степанов «Новогодняя ночь», «Серебряный ключик», В Сутеев «Снеговик-почтовик», И. Токмакова «Живи, елочка!», А. Усачев «Снежинки».

10. Посмотрите вместе с детьми:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8495503575869802247&text=советские+мультфильмы+два+мороза+про+зиму+для+детей&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DYwEK7q92v80

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11432923651199851805&text=советские+мультфильмы+два+мороза+про+зиму+для+детей&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F17185410635801271687

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3365579760348248281&text=советские+мультфильмы+морозко+для+детей&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F1499560947048941299

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18414942507233571805&text=советские+мультфильмы+тимошкина+елка+для+детей

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9638266632777878171&p=1&text=советские+мультфильмы+тимошкина+елка+для+детей










___________________________-
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
по лексической теме
"Одежда.Обувь.Головные уборы"

  • Рассмотреть с ребенком иллюстрации по теме.

  • Уточните у ребёнка, назначение и основные виды одежды, их детали; кто изготавливает и из чего.

  • Расскажите ребёнку, что человек меняет одежду в зависимости от времени года.

  • Словарь существительных: пальто, шуба, комбинезон, плащ, куртка, костюм, брюки, пиджак, шорты, сарафан, блузка, юбка, платье, рубашка, халат, свитер, кофта, жилет, варежки, перчатки, носки, колготки, майка, купальник, плавки, шарф, воротник, рукав, молния, карман, капюшон, пояс, кружева, пуговицы, фартук, заплатка, пошив, петелька и т. д.

    Словарь прилагательных: длинный, короткий, узкий, широкий, новый, старый, грязный, чистый, теплый, холодный, легкий, мятый, глаженый, шерстяной, ситцевый, шелковый, вязаная, кожаная, меховая, домашний, нарядное, удобная, летняя, зимняя, весенняя, осенняя, демисезонная, взрослая, детская, мужская, женская и т.д.

    Глагольный словарь: надевать, одевать, снимать, убирать, вешать, складывать, утюжить, гладить, стирать, полоскать, сушить, чинить, штопать, беречь, ухаживать, вязать, шить, покупать, застегивать, зашивать, мерить, расстегивать, мять, марать, переодевать, чистить, завязывать и т.д.

    Словарь наречий: красиво, удобно, тепло, коротко и т.д.

  • Поиграйте с ребёнком:

  • 1. «Один – много».

    Перчатка – перчатки, (носок, шарф, юбка, кофта, платье, майка, куртка).

    2. «Сосчитай».

    Юбка– одна юбка, три юбки, пять юбок (куртка, платье, шуба, шарф, сарафан, майка, рукавица, футболка, носок, пижама, рубашка, костюм, жилетка, рукав, воротник).

    3. «Чья? Чей? Чьи? Чьё?».

    Моя юбка, …

    Мои брюки, …

    Мой пиджак, …

    4. «Опиши одежду».

    Кофта (какая?) – вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая …, (куртка, платье, брюки, юбка, пальто, жилет).

    5. «Четвертый лишний».

    Платье, юбка, рубашка, сарафан.

    Шуба, пальто, куртка, штаны.

    Брюки, шорты, джинсы, штаны.

    6. «Скажи наоборот».

    Длинный рукав – …

    Большой воротник – ...

    Высокая стойка – ...

    Чёрные полоски – ...

    Чистая куртка – ...

    Новый комбинезон – ...

    Надевать рубашку – …

    Завязывать пояс – …

    Застегнуть жилет – …

    7. «Из чего сшито?».

    Платье из шелка какое? – шелковое

  • 8. «Семейка слов».

    Покупка – покупочка, покупатель, покупать.

  • 9. Составление рассказа – описания о предмете одежды и об обуви.

    «Платье - это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».

    «Рубашка - это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

    «Сапоги - это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью.

    10. Игра «Четвертый лишний».

  • Кроки, панама, ботинки, туфли.

  • Сапоги, шорты, босоножки, тапки.

    Сандалии, шуба, кеды, валенки.

  • Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.

  • 11. Посмотрите вместе с детьми:

  • https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16111727476636047383&text=мультфильм+маша+растеряша&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DJYmZANuf7Yw;

    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4275871685331030787&text=мультфильм+храбрый+портняжка;

    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5780998078708606634&text=мультфильм+голый+наряд+короля;

    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12620397613511055292&text=мультфильм+советский+про+одежду;

    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16663891804752763116&text=мультфильм+советский+про+одежду


______________________________
28 ноября
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
по лексической теме
"ЗИМУШКА-ЗИМА!
Цель-Формировать у детей представления о зиме как о времени года, закреплять представления детей о праздниках зимы, повышать уровень развития ребёнка 
 Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например: Какое сейчас время года? (Сейчас зима) - Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы. (На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири) 
 Побеседовать о зимних забавах детей (катание на санках, коньках, лыжах, лепка снеговика) 
 Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «метель», «вьюга» 
 Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному. Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная… Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный. Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие. Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая. Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый. Погода (какая?) … 
 Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным. Снежинки зимой (что делают?) … Лед на солнце (что делает?) … Мороз (что делает?) … Метель (что делает?) … 
 Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково». Снег — снежок, лед — …, зима — …, мороз — …, метель — …, солнце — …
  Игра «Из чего — какой?» Поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных. Горка из снега (какая?) — снежная. Дорожка изо льда (какая?) — … Погода с морозом (какая?) — … 
 Игра «Скажи наоборот». Поупражнять ребенка в подборе антонимов , предложив поиграть ему в Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом небо светлое, а зимой — … Летом день длинный, а зимой — … Летом солнце светит ярко, а зимой — … Весной лед на реке тонкий, а зимой — … Снег мягкий, а лед… — … Одни сосульки длинные, а другие — … 
 Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления. Коньки, скакалка, лыжи, санки. Ворона, голубь, воробей, ласточка. Лиса, волк, медведь, жираф.  Опыт со снегом Принесите снег в ведерке в теплое помещение, понаблюдайте за ним, обратите внимание ребенка на то, что он растаял. Спросите, почему снег растаял в комнате, а на улице он не тает. Поговорите с ребёнком о том, что вода в ведерке мутная, грязная. Обратите внимание, что снег есть нельзя. 
 Упражнения для щек и губ 1. Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз. 2. Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.


Памятка для родителей:
"ЗИМУШКА-ЗИМА! Зима – особое время для любого ребенка: каникулы, новогодние подарки, елка, Рождество. С приходом зимы в жизни ребенка и его родителей становится намного больше положительных эмоций. Дети с удовольствием катаются на санках, кидают снежки, лепят снеговика или «снежную бабу», строят снежные замки и крепости. Даже игра в догонялки становится более интересной в случае наличия снега и труднопроходимых заснеженных мест. Зимой малышу интересно играть на улице даже одному, но гораздо больше радости приносят совместные занятия.

Зимние опыты Зимняя прогулка может быть очень познавательной. Во время прогулки удобно рассказать детям о природных явлениях, свойствах живой и неживой природы. Рассмотрев снег в лупу, ребенок увидит, что все снежинки разные. Обратите внимание ребенка, как легко дышится в морозный день. Объясните, что это происходит потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частицы пыли, которая есть и зимой, и воздух становится чистым, свежим. Как образуются осадки Для этого опыта на прогулку надо взять термос с горячей водой и тарелку. Открыв термос, ребенок видит пар. Подержав над паром холодную тарелку, он видит, что пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки, и ребенок увидит на ней образование инея. Как снег согревает землю? Перед прогулкой налейте в две одинаковые бутылки теплую воду. Затем одну из бутылок надо поставить на открытое место, а другую закопать в снег, не утрамбовывая его. Через некоторое время можно сравнить, в какой бутылке вода остыла меньше (в той, что была под снегом, и ребенок выяснит, что снег сохраняет тепло. Мыльные пузыри на морозе. Возьмите на прогулку жидкость для мыльных пузырей: разведенный в снеговой воде шампунь или мыло, в который добавлено небольшое количество чистого глицерина, и пластмассовую трубку от шариковой ручки. Выдувая мыльные пузыри на морозе, ребенок рассмотрит мелкие кристаллики, возникающие на поверхности пузырей, которые быстро разрастаются. Если дать возможность закристаллизовавшемуся пузырю упасть, он не разобьется, на нем появятся вмятины. Пластичность пленки – следствие малости ее толщины. Здоровье ребенка зимой Выбор одежды Зимой следует особенно позаботится о надлежащей одежде для детей. Их перед выходом из дома лучше одеть в многослойную одежду. В мокрой одежде очень легко простудиться, поэтому желательно выбирать непромокаемую. Одна из главных ошибок – чрезмерное укутывание ребенка, и, как следствие, перегрев. Стоит помнить о том, что перегрев организма может быть опаснее, чем легкое переохлаждение, и не одевать на прогулку слишком тяжелой и теплой одежды. Защита кожи лица Зимой кожа малыша подвергается воздействию низких температур и морозного воздуха. Перед выходом на улицу следует особенно позаботится о лице ребенка: за 15-20 минут до запланированного выхода из дома следует смазать область вокруг рта кремом. В сильные морозы используйте крем «Морозко» или «Румяные щечки». Защита от инфекций Самая большая угроза подхватить простудные или инфекционные заболевания не на детской площадке или во дворе, а в транспорте, магазине или торговом центре. Постарайтесь ограничить посещения с ребенком многолюдных мест.
__________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 


по лексической теме

"ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ  И ПТИЦЫ"

 Уважаемые родители! Тема этой недели: "Домашние животные  и птицы". Цель  тематической недели:закрепление знаний детей по лексической теме «Домашние животные и птицы»; обогащение словарного запаса; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; воспитание бережного, доброго отношения к животным. 

Дети должны усвоить- существительные: животное, лошадь, конь, жеребѐнок, жеребята; корова,бык, телѐнок, телята; овца, баран, ягнѐнок, ягнята; коза, козѐл, козленок, козлята;свинья, хряк, поросѐнок, поросята; собака, пѐс, щенок, щенята; кошка, кот, котѐнок, котята; птица, курица, петух, цыпленок; утка, селезень, утенок; гусь, гусыня, гусенок; индюк, индюшка, индюшонок; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа; перья, клюв, крылья, перепонки, гребень, шпоры, конюшня, хлев, овчарня, свинарник, птицеферма, будка. 

Глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать, крякать, гоготать, плавать, нырять, клевать. Прилагательные: травоядные, млекопитающие, домашние, нужные, полезные, добрые. 

Рекомендуем: -рассмотрите с ребенком иллюстрации домашних животных и птиц, назовите их; 

-обсудите внешние признаки каждого домашнего животного, -попросите ребенка ответить на вопросы типа: «Почему не слышно, когда ходит кошка?», «Для чего у лошади на ногах копыта?», «Зачем корове рога?» и т. п. ; -поговорите с ребенком о том, чем питаются домашние животные и птицы, какую пользу приносят людям, почему их называют «домашним», как за ними ухаживает человек;

 -закрепите в словаре обобщающее название «домашние животные» и «домашние птицы». -рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей, 

- объясните ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются; (курица — петух — цыплята, утка — селезень — утята, гусыня — гусь — гусята, индюшка — индюк— индюшата)


1. Игра «Части тела» (с использованием картинок).

-Корова ( голова, туловище, хвост, рога, ноги, копыта, уши);

-Собака (голова, туловище, хвост, лапы, уши);

-Свинья ( голова, туловище, хвост, ноги, копыта, уши, пятачок);

-Лошадь (голова, туловище, хвост, ноги, копыта, уши, грива)…

2. Дидактическая игра «Назови детеныша, детенышей».

- У кошки кто? - котенок; котят

- У собаки кто? - щенок; щенята

- У крольчихи кто? – крольчонок; крольчата

- У лошади кто? - жеребенок; жеребята

- У коровы кто? - теленок; телята

- У свиньи кто? - поросенок; поросята

- У овцы кто? – ягненок; ягнята

- У козы кто? - козленок; козлята.

3. Дидактическая игра «Кто чем питается? »

-Чем питается корова? (Травой, сеном).

- Чем питается кошка? (Рыбой).

- Чем питается собака? (Косточкой).

- Чем питается коза? (Травой).

- Чем питается кролик? (Морковкой).

4. Игра «скажи наоборот». Подбор антонимов к именам прилагательным

У коровы длинный хвост, а у свиньи (короткий)

У свиньи толстые ноги, а у овечки (тонкие)

У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть (мягкая)

У козы острые рога, а у барана (тупые)

У козла длинная шерсть, а у лошади (короткая)

5.  Игра «1,2,3…10» преобразование существительных с  числительными

Одна корова-две коровы…- пять коров.

Одна коза – две козы… - пять коз.

Одна собака – две собаки…пять собак.

Одна лошадь – две лошади…пять лошадей

6. Дидактическая игра «Загадывание загадок»



___________________________________________________________________________________

               

2 ноября 


Методические рекомендации по лексической теме 

                     «День народного единства»

Побеседуйте с детьми, о том что 4 ноября вся наша страна отмечает День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от большой опасности, которая когда-то ей грозила. Покажите детям памятник Минину и Пожарскому. Поиграйте с детьми в речевые игры.Расскажите детям о событиях 1612 года: 
«Было это давным-давно. Наша страна осталась без царя, не было подходящего человека, чтобы доверить ему наше государство, этим воспользовалась другая страна под названием Польша, решили иноземцы захватить власть в России, прислали свои войска для наведения порядка у нас, захватили нашу столицу Москву. И стали плохо обращаться с русским народ, тогда люди решили прогнать польских захватчиков. Люди во главе купца (значит торговца) Кузьмы Минина обратились к лучшему на то время полководцу князю Дмитрию Пожарскому. Собрался весь русский народ и освободил Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. Герои — избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Памятник Минину и Пожарскому стоит в Москве — столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября»

1. Рассмотрите с детьми символику нашей Родины: гимн, герб, флаг. Рассмотрите их, пусть ребёнок расскажет о них, дополняйте рассказ, расширяйте знания.

2. Побеседуйте с ребенком о нашей Родине и предложите ответить на следующие вопросы:

• Как называется наша Родина? (Наша Родина называется Россия, или Российская Федерация.)

• Какие народы живут в России? (В России живут разные народы, но основное население – русские.)

• Как называется главный город нашей страны? (Главный город нашей страны – Москва. Это столица нашей Родины.)

• На какой реке стоит столица? (Москва стоит на Москва-реке.)

• Какие еще города есть в России? (Санкт-Петербург, Новгород, Нижний Новгород, Рязань, Орел, Омск.)

• Какие реки есть в России? (Волга, Дон, Лена, Енисей, Обь.)

3. Помогите ребенку объяснить смысл поговорки «Человек без Родины, что соловей без песни». (У каждого человека есть Родина, которую он любит и скучает по ней, когда находится далеко от нее.)

4. Объясните, что береза – символ России.

5. Прочитайте ребенку текст о Москве.

Москва – столица, самый главный город России. Там работают российское правительство, наш президент. Сердце Москвы – Кремль и Красная площадь. В Кремле на Спасской башне установлены главные часы России – Кремлевские куранты. В Москве много заводов, фабрик, театров, музеев, стадионов, парков.

6. Подготовьте с ребенком пересказ текста, предварительно задав вопросы.

7. Выучите с ребенком отрывок из любого стихотворения («Наша Родина», Степанов «Что мы Родиной зовем?», «Поезжай за моря-океаны»).Поработайте над четкостью дикции, выразительностью речи, произношением звуков.

8. Предложите сыну или дочери сделать иллюстрацию к любому из этих произведений.

Игры и упражнения.

1. Игра «Скажи наоборот» — подбор слов — антонимов

Веселый – . чистый – . медлительный – . трусливый –.

грубый -. жадный —, злой -.

2. Упражнение «Посчитай» — слоговой анализ (можно отхлопать в ладоши)

Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков,Мур-манск, Рос-тов,

Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень.

3. Упражнение «Какой звук?» — фонематическое восприятие. Определить первый и последний звуки в словах-названиях городов.

Москва, Тверь, Самара, Тула, Новгород, Псков,Мурманск, Рос-тов,

Воронеж, Сочи, Тюмень.

4. Упражнение «Назови ласково»  образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Дом – домик, город — . двор — . мост — . река — . сад — . сквер — ..

5. Употреби словосочетание в нужной форме

Что? – любимый город

На карте нет (чего?) — …

Подъезжаю (к чему?) — …

Рассказываю (о чем?) — …

6. Какое слово отличается от других? – совершенствование фонематического восприятия

Улица, улица, лица, улица

Мост, мост, мост, дрозд

Дом, дом, гном, дом

Залив, залив, залив, прилив

7. Упражнение «Один – много» — образование существительных во множественном числе

Город – города, много городов.

Деревня — деревни, много деревень,

село -. улица -. дом -. река -.

море -. гора -. поселок -.

музей — . район -. парк -. этаж -. арка -.

8. Игра «Сосчитай до 5» — согласование числительных с существительными

Со словами: город, деревня, парк, улица, площадь, река, гора, озеро и т.д.

___________________________________________________________________________________________  

Методические рекомендации по теме  «Перелетные птицы»



1. Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.
2. Словарь ребёнка должен включать слова: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать,ходить, прыгать, махать.

Развитие восприятия                                                            

3.Игра «Ответь на вопросы»Разложи картинки птиц  так, чтобы  кукушка  оказался между ласточкой и грачом;Поставьте цаплю за аистом, журавля за цаплей (варианты можно разнообразить).Каких птиц не стало?Кто справа, кто слева, кто в середине? Кто выше, кто ниже?Разложи картинки так, чтобы ласточка оказалась выше грача – ниже кукушки.

Развитие памяти

4.Игра «Кто как разговаривает»Журавль - ….. (курлычет),жаворонок - …. (звенит),ласточка - ….. (щебечет),грач - …. (кричит),соловей - ….. (поет),кукушка - …. (кукует),утка - … (крякает).

5.Игра «Послушай, запомни и повтори  птиц»Ласточка, кукушка, грач, скворец, соловей, журавль, аист, цапля. (С начала  3 слова,4 слова 5 слов ит.д)

Развитие внимания

6. Игра «Что изменилось?»(Какая птица улетела?) или (Кто прилетел?)  Скажи, какая птица из ряда  слов потерялась?Ласточка, грач, скворец, соловей, журавль, аист, цапля.    (Кукушка)

Ласточка, кукушка, скворец, соловей, журавль, аист, цапля.    (Грач)

Развитие мышления

7.Игра «Четвертый лишний»Ласточка, кукушка, синица, аист.Кукушка, цапля, журавль, курица.Скворец, скворечник, грач, соловей.

8. Игра «Нелепицы»У аиста самые короткие ноги.  У ласточки гнездо на крыше.   В скворечнике поселился грач.  У соловья длинные ноги. Яйцо  кукушки квадратное. Птичий клюв напоминает прямоугольник.  Журавль легче соловья. Грач больше аиста.

9. «Как улетают птицы?» возьми много пуговиц и разложи их так, как улетают :
гуси, утки, лебеди - вереницей; журавли - клином;  ласточки, грачи, скворцы - вереницей;
кукушки - поодиночке.

10. «Чем питаются птицы?» (полный ответ!)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

11. «Четвёртый - лишний», (назвать лишнее и объяснить свой выбор)
Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это - птица, а остальные - животные) Скворец, собака, кукушка, соловей.
Воробей, голубь, 
журавль, синица.
Грач, лебедь, утка, 
ворона

12.«Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек. (кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль)
13. Нарисуйте или наклейте изображения перелетных птиц: утка, гусь, ласточка, аист, цапля, грач. Помогите ребенку запомнить их названия.

14. Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо.

15.Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.

Птичка из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.

Птичка в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.



Рекомендации родителям по теме недели Осень.Периоды осени.

 Рекомендуем закрепить дома с детьми :

— названия осенних месяцев;

— основные приметы осени;

— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»; 

— что делают осенью животные и птицы;

— чем занимаются люди; 

— какие подарки людям принесла осень;

— почему об осени говорят «золотая».

 Расширение словарного запаса детей:

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;

признаки:ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная,дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;

 действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами  «Назови ласково»

 Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много»  

Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,

ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

 Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

 Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, ... дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? — холодная;  если пасмурно — пасмурная,

... сыро — сырая,

... хмуро — хмурая,

... солнечно — солнечная,

... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»

 Наступил осенний день — наступили осенние дни,  на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,  плывет темная туча — плывут темные тучи,  стоит большое дерево — стоят большие деревья,  идет холодный дождь — идут холодные дожди,  дует сильный ветер — дуют сильные ветры,  висит теплая куртка — висят теплые куртки,  летит птичья стая — летят птичьи стаи.

 

  Пересказ рассказа «Осень»  

 

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).

Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.

Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

 

 

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

 

Осень ранняя — осень поздняя, день веселый — день грустный, день солнечный — день пасмурный, облако белое — туча черная, ... холодная — жаркая,... хорошая — плохая.

 

Поиск соответствующего понятия  


«Я начну, а ты закончи» Люди осенью одеты, (во что?) — ... ; школьники идут с портфелями (куда?) — ... ; листья на деревьях стали (какими?) — ... ; цветы на клумбах (что сделали?) — ... ; птицы улетают (куда?) — ... ; звери делают на зиму (что?) — ... ; люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) —....

 

«Расскажи об осени по плану»:

1)  когда наступает осень;

2)  осенние месяцы;

3)  приметы осени в природе;

4)  красота золотой осени;

5)  что делают птицы и животные осенью; 6) труд человека в осенний период; 7) осенняя одежда.


Поиск фактических ошибок  «Исправь ошибки». 
 

 Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

 

Пальчиковая гимнастика  "Осень"

 

Разбросала осень листья,      (раскрывать и закрывать кулачки)

Разукрасила их кистью.         (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.) 

Букеты листьев соберём.       (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,) 

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.  (плавно положить ладони на колени) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тест

ЗОЖ в некоторых традициях русской культуры

         По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие бол...