«Главное в жизни – это понимание, что каждый из вас неповторим. И то, что ребенок, с которым вы общаетесь, неповторим.
Иллюстрация Павла Климентьева. Источник: behance.net
Больше всего отдачи приносят вложения в раннее детство. Первые шаги в жизни самые сложные, но и самые важные, ведь они закладывают фундамент будущей личности. Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, зав кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов считает: «Мы каждый раз недостаточно осознаем колоссальность труда общения с теми, кто приходит в мир, с детьми и дошкольниками».
«Главное в жизни – это понимание, что каждый из вас неповторим. И то, что ребенок, с которым вы общаетесь, неповторим. Неповторимость – характеристика развития. Как только вы забываете, что неповторимы, и верите в принцип “незаменимых нет”, начинается омертвение души», – подчеркивает психолог.
Например, образ гадкого утенка в одноименной сказке Ханса Кристиана Андерсена. Асмолов называет сказку «гениальным произведением о драмах человеческого развития». Сюжет известен всем: маленького утенка не принимают сородичи и высмеивают обитатели птичьего двора, он проходит через множество испытаний, прежде чем выясняется, что он – прекрасный лебедь, который просто не знал о себе этого. Сказка Андерсена – это сценарий жизненного пути. Она о метаморфозах, которые проходит человек перед тем, как стать личностью и найти свое место в жизни.
Отсылку к образу встречается и в повести 1967 года «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. В ней мир изменился настолько, что дети ушли от собственных родителей, потому что их не слышали и не понимали. Распалась связь времен. «Нет отдельно мира природы, нет отдельно мира взрослых. Содействие – это тот термин, который характеризует человеческую жизнь».
Александр Асмолов предлагает понимать воспитание как «очеловечивание человека», приобщение к идеалам, ценности и нормам достойного образа жизни через содействие и сопереживание, заботу о других людях и себе самом.
Любой «гадкий утенок» мечтает раскрыться. Ответственность взрослых за судьбу ребенка в том, чтобы помочь этому и тем самым привести ребенка к счастью.
Это уже история про «Синюю птицу» Метерлинка: «Мы длинной вереницей идем за синей птицей», – поют главные герои. Асмолов уверен: «Важно сделать так, чтобы ребенок стал не просто сильным, не просто интеллектуальным, а чтобы у него было счастье».
Что же все-таки воспитывать и как, если желаешь ребенку счастья?
Воспитываем не ребенка, а добродетели
«Стоит задать вопрос об образе любимого человека, и не надо избыточно-научных умозаключений. Ваше сердце подсказывает вам тот ансамбль добродетелей и достоинств, которые для вас ценны. Конструирование такого человека, общение с ним – это и есть счастье».
Когда взрослые пытаются представить, кого они хотят воспитать, получается “портрет” с определенной социальной, гражданской, патриотической позицией. Но стоит немного изменить угол зрения и спросить: «Какие добродетели и достоинства вы бы хотели видеть в любимом вами человеке – любимом друге, любимом ребенке?», на первый план выходят совершенно другие вещи. Личность описывают не установки, а ценностные черты и характеристики.
По этому направлению идет педагогика достоинства. Понятие ввел Александр Асмолов в общении с писателем Владимиром Тендряковым в конце 60-х годов.
Педагогика достоинства предполагает, что взрослый не транслирует детям готовые ответы и формулы адаптации к любым условиям жизни, а раскрывает добродетели, которые позволят выбирать из множества возможностей переменчивого мира.
Библия педагогики достоинства – книга педагога-гуманиста Януша Корчака «Как любить ребенка». Корчак понимает любовь именно как разрешение ребенку сделать выбор. «Человек делает выбор, а выбор делает человека, формирует личность», – заключает Александр Асмолов.
ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) дошкольного образования: при чем здесь Руссо и Гете?
«Ключевая миссия воспитания – это привести в действие дар каждого человека».
Установки ФГОС дошкольного образования включают в себя пункты про сохранение уникальности и самоценности личности ребенка, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей и т.д. Откуда в государственном стандарте столько эмоциональных понятий и духа свободы.
А между тем эти идеи мы находим в «Общественном договоре» Жан-Жака Руссо: «Если бы каждый и мог совершить отчуждение от самого себя, то он не может этого сделать за своих детей; они рождаются людьми и свободными; их свобода принадлежит им, и никто кроме них не вправе ею распоряжаться. Отказаться от своей свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей».
Философ Мартин Бубер в труде «Путь человека»: «Каждый в мире сем неповторим и нов, и свойство свое должен довести до совершенства… Эта Единственность и Неповторимость как раз и есть то, что каждому поручено развить и привести в действие. Каждый таит в себе некий дар, которого нет у другого».
Эволюция в своей первооснове – это процесс движения к разнообразию, к уникальности. Обезличивание, по мнению Александра Асмолова, – это «обезрадование».
Подобная идея встречается и у Гете: «Великий закон, проходящий через всю жизнь, более того – являющийся основой жизни и всех ее радостей – закон востребованного разнообразия».
Нельзя и не нужно воспитывать усредненного «правильного человека». Нужно дать возможность ребенку стать самим собой. А излишняя опека и контроль могут привести даже к негативным последствиям.
«Пеленочный детерминизм» и выученная беспомощность – синдромы ошибок воспитания
«Воспитание – это социальное страхование рисков детства».
Александр Асмолов рассказывает: «Есть такой термин – “пеленочный детерминизм”. Когда вас настолько спеленывают, что шаг в сторону рассматривается как побег, а прыжок на месте – как попытка улететь. Если ребенок с самого начала связан, он вырастает пассивным. Это один из рисков жесткого авторитарного воспитания».
Где-то рядом с пеленочным детерминизмом в списке ошибок воспитателя стоит гиперконтроль. «Каждый раз, когда мы говорим, что все должны сделать за ребенка, мы лишаем его индивидуальности и хотим навязать ему другую жизнь», – обращает внимание профессор. В результате гиперконтроля возникает выученная беспомощность – ощущение, что от твоих действий ничего не зависит. А если это так, то и действовать не нужно.
Стасис Красаускас в иллюстрации к книге Э. Межелайтиса «Эра» воплощает образ, к которому стоит стремиться в воспитании: руки взрослых, из которых вырастает ребенок. Они не закрывают его от мира, не сжимают в кулак. Руки взрослых как бы обнимают ребенка, поддерживают его и придут на помощь в случае необходимости.
Почему же тогда они разные? Александр Асмолов говорит: «Это не дети разные, а вы разные. Черпать новые идеи, вдохновляться можно также, читая книги из списка, приведенного ниже.
Книги для тех, кому «больше всех надо»:
Януш Корчак. «Как любить ребенка»
Николай Подьяков. «Психическое развитие и саморазвитие ребенка -дошкольника. Ближние и дальние горизонты»
Владимир Тендряков. «Покушение на школьные миражи. Уроки достоинства»
Мария Тендрякова. «Игровые миры»
Людмила Петрановская. «Всё-всё-всё о воспитании детей», «Тайная опора»
Дима Зицер «Любить нельзя воспитывать», «Свобода от воспитания», «(Не)зачем (не) идти в школу».
Смотрите и читайте на
YouTube
: Александр Асмолов.