понедельник, 13 ноября 2023 г.

ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

   Трудно ли быть человеком? Тема доброты и человечности пронизывает рассказы многих авторов. Среди них поучительные рассказы В Сухомлинского.


 “Ленивая подушка”

Маленькой Яринке надо рано вставать, чтобы в школу идти, а не хочется, ой как не хочется! Вечером спрашивает Яринка у дедушки:

— Дедушка, почему утром вставать не хочется? Научите меня, дедушка, спать так, чтобы хотелось вставать и идти в школу.

— Это подушка у тебя ленивая, — ответил дедушка.

— А что же ей сделать, чтобы она не была ленивой?

— Знаю я тайну, — шепотом сказал дедушка. — Вот именно тогда, когда вставать не хочется, возьми подушку, вынеси на свежий воздух, хорошо порази ее кулачками — она ​​и не будет ленивой.

— Действительно? — Обрадовалась Яринка. — Я так и сделаю завтра.

Еще слишком рано, а надо собираться в школу. Не хочется вставать Яринке, но надо же наконец подушку проучить, лень из нее выбить.

Вскочила Яринка быстренько, оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на скамейку и кулачками ее кулачками. 


“Для чего говорят “Спасибо”

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

“Почему плачет синичка”

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.

-Сделаем на тополе качели, — сказал Миша.

-Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.

Миша говорит:

-Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

-Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля.

-А почему же она плачет? – удивился Миша.

— Подумай, почему, — ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»



                  Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) - советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. 

Воспитательная система Сухомлинского держалась  на трёх столпах: гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность.

Василий Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы (Украина) в 1947 году, в тяжёлое послевоенное время. Именно там он создавал «школу радости», где занятия проходили в нестандартной форме, а оценки были только с положительным окрасом.

 Принципы воспитания:

  1. Воспитание без наказаний. Педагог не считал целесообразным применять наказания в процессе воспитания и обучения ребёнка, так как оно не приводит к положительным результатам.

  2. Поощрение желания ребенка быть хорошим. Сухомлинский считал это стремление движущей силой обучения и воспитания, потому что ребёнок прикладывает максимум усилий в этот момент.

  3. Запрет на удовлетворение деструктивных желаний. Желания ребёнка педагог делил на два вида: конструктивные и деструктивные. Если родители удовлетворяет любые запросы ребёнка, то из него получается капризный раб прихотей.

  4. Природа — источник нравственного воспитания. Сухомлинский полагал, что познание растительного мира — это начало умственного развития ребёнка.

  5. Обработка информации по четырем пунктам. Чтобы ответить на вопросы учителя или сделать задания, детям нужно было пройти четыре ступени. Лестница (снизу вверх): 

первая ступень: замечаю (что? кого?)

вторая ступень: наблюдаю (для чего? зачем? за кем? как?)

третья ступень: размышляю (зачем? почему? как? для чего?)

четвертая ступень: узнаю (что мне это дало? что я теперь знаю?)


  1. Трудовое воспитание порождает человечность и доброту. Главная заслуга — сделать своими руками, проявляя творчество.

  2. Главный предмет — человековедение. Исток такого подхода кроется в трагедии войны, которую испытывали миллионы людей, в том числе и сам Сухомлинский.

  3. Доверие воспитателя к ребенку и наоборот. Это одно из главных средств реализации методов воспитания.


Чтобы дети были здоровыми, он использовал несколько действенных методов:

  • закалка ног в весеннее время года;

  • прогулки пешком;

  • прием пищи вне помещения на природе для развития аппетита;

  • игры на свежем воздухе;

  • реализация праздников и мероприятий;

  • создание материальной базы для осуществления трудовой деятельности детей.

Для эффективности оздоровительной работы Сухомлинский предложил продолжать данные мероприятия в семейном кругу:

  • потребление меда в лечебных целях;

  • выращивание плодовых деревьев;

  • запасание продуктов в течение весенних месяцев;

  • совместные семейные прогулки и выезды на природу;

  • высаживание ореховых деревьев под окнами для отпугивания насекомых;

  • оснащение летним душем двора дома.


           Понимание заслуг, книг, творческого труда педагога - новатора, невозможно без знания той эпохи, идеологии того времени, последствий страшной войны, прошедшей катком по нему и его семье. Тем важнее сейчас - знать, изучать, интересоваться, размышлять.






Тест

ЗОЖ в некоторых традициях русской культуры

         По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие бол...