Зачем ребенку с нарушениями речи
выполнять артикуляционную гимнастику?
Артикуляционная моторика
– это скоординированные движения органов речевого аппарата; это одно из условий
правильного звукопроизношения.
Произношение
звуков речи это сложный
двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая
массу разнообразных артикуляционных
и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых
диффузными звуками (бормотанием, лепетом). У детей с речевыми нарушениями нарушается и
артикуляционная моторика. Наиболее ярко моторная недостаточность органов
артикуляции проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих
четкого управления движениями, точной работы различных мышц, правильной
пространственно-временной организации движения.
Причинами нарушения
артикуляционной моторики могут быть:
1). выраженные дефекты в
строении речевых органов ребенка (зубочелюстная патология, слишком большой или
слишком маленький язык, короткая подъязычная связка, расщелина верхней губы,
твердого и мягкого нёба);
2). соматическая
ослабленность ребенка;
3). недостаточная
подвижность органов артикуляции ( парезы мышц губ, кончика языка или его спинки
При нарушении речи у
детей наблюдаются дефекты артикуляционной моторики:
- специфическое положение
языка;
- вялость губной
артикуляции;
- трудности переключения
с одной артикуляции на другую; снижение и ухудшение качества артикуляционного
движения;
- снижение времени
фиксации артикуляционной формы;
- напряжение мышц языка.
Преодолению описанных
недостатков помогает применение артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика развивает
подвижность органов речевого аппарата и вырабатывает правильные движения
артикуляционных органов.
Очень важно заниматься
разминкой речевого аппарата с детьми, но делать это нужно в форме игры, чтобы
им было интересно. Всегда нужно стремиться к правильному выполнению всех
упражнений, хотя наказывать ребенка за неверно выполненное упражнение нельзя.
Иначе малыш будет бояться наказания, и стараться всячески избегать занятий. Эти
занятия должны быть увлекательными для ребенка и приносить пользу.
Для того чтобы четко
проговаривать каждый звук, артикуляционный аппарат должен быть к этому готов.
Регулярные занятия
артикуляционной гимнастикой около 5-7 минут в день позволят развить подвижность
речевого аппарата. Начинать упражнения для артикуляционной гимнастики надо с
нескольких повторений, плавно переходя к увеличению числа повторений и
количеству занятий.
Для достижения хорошего
результата необходимо качественно выполнять упражнения, при этом движения
должны быть резкими, либо плавными в зависимости от упражнения. Важно не
допускать вялости или излишнего напряжения мышц.
Чтобы преодолеть
речевые дефекты необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
систематически. После нескольких занятий результатов может быть не видно, но
при прохождении целого курса можно добиться чистого и правильного произношения
звуков и слов.
Основной комплекс артикуляционной
гимнастики:
«Улыбочка». Улыбнуться, широко растянув губы.
Рот закрыт, зубы не видны.
«Заборчик». Улыбнуться,
с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до
5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться
вперёд.
«Трубочка». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть
губы вперёд трубочкой. Удерживать их в
таком положении на счёт до 5.
«Лопаточка».
Приоткрыть
рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении,
считая про себя до 5.
«Иголочка». Улыбнуться,
открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка
не загибался вверх.
«Часики».
Улыбнуться, открыть рот.
Кончик
языка переводить на счёт «тик-так» из одного уголка рта в другой. Нижняя
челюсть при этом остаётся
неподвижной.
«Качели».
Рот
открыт, губы в улыбке, широкий край
языка поднимается к носу, затем
опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не
натягивались на зубы, нижняя челюсть не
двигалась.
«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть
рот. Кончиком языка «почистить» верхние,
нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения языком вправо-влево. Нижняя
челюсть при этом не двигается.
«Грибок». Улыбнуться,
открыть рот. Присосать
широкий язык к нёбу. Это шляпка грибка, а подъязычная уздечка - ножка. Кончик языка не должен
подворачиваться, губы – в улыбке.
«Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Поцокать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при
этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не
подворачивался внутрь, а нижняя челюсть
оставалась
неподвижной.