Пирамида Вильямса и Шелебергера – наглядная схема процессов психологического созревания человека. Основой, фундаментом является зрелость центральной нервной системы, а на самой вершине – развитие познавательных способностей. Прежде чем добраться до этой вершины, необходимо пройти все ступени. Поэтому не удивляйтесь, когда психолог, нейропсихолог или логопед рекомендует уделить особое внимание физкультуре и развитию моторики.
Для того чтобы ребенок был готов к школьному образованию, необходимо последовательно освоить все навыки, уделить внимание каждому "этажу" центральной нервной системы.
КАК ПРАВИЛЬНО: сверху-вниз или снизу-вверх?
Традиционный подход-подход сверху-вниз. Например: у ребенка подтверждён диагноз - дислексия. Это проблемы с чтением. И в этом случае и в школе, и дома ребенка "лечат", а именно - заставляют читать. Но это не устраняет первопричину.
В неврологическом же подходе используется подход "снизу-вверх", так как основа пирамиды является фундаментом для развития интеллекта, речи, поведения ребенка.
Иногда очень сложно объяснить родителям дошкольников, почему на занятиях вместо "палочек-крючочков", чтения и счета мы занимаемся физкультурой, мозжечковой стимуляцией, крупной и мелкой моторикой. А потому, что имея хороший фундамент к 7 годам: владея собственным телом, умением концентрировать внимание, держать равновесие, координировать свои движения, ребенок с лёгкостью будет усваивать любые новые знания и навыки.
И снова вернемся к пирамиде Шелленберга. А КАК ЖЕ ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ?
Как быть с сенсорными ощущениями, пониманием своего тела? Детей кутают до того как они замёрзнут, кормят до того как проголодаются.
Самые простые вещи - поймать мяч, попасть им в мишень, рассчитать силу броска или удара, следить за движением мяча не могут многие 7 летние. И как итог, в школе большая часть детей много знает, но физически неспособны учиться.
И родители первоклашек на консультации с удивлением задают вопросы: как так может быть, мы с 3 лет пишем прописи, с рождения читаем, считаем до тысячи, а ребенок спит на уроках, не хочет сидеть, невнимательный, не слушает учителя и вообще делать ничего не хочет.
А ответ находится в основании пирамиды. И ребенок просто не может сидеть, не может слушать потому, что его тело в первую очередь и мозг к этому не готовы.