пятница, 17 февраля 2023 г.

консультация

                            Особенности формирования самостоятельности у старших 

                                                            дошкольников 


Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Такие мотивы как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.

 Стать самостоятельным - необходимость и естественная потребность ребёнка. По мнению В.А. Сухомлинского, ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение. 

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Самостоятельность дошкольника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других. 

Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность. 

В чем проявляет самостоятельность ваш ребенок? Как воспитать самостоятельность? Воспитание у ребенка самостоятельности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых заданий. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к развитию нравственно – волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности. Если же при встрече с очередным детским «почему» вы, правильно оценив возможности своего ребенка , наводящими вопросами, рассуждениями помогаете ему самому что – то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения у ребенка формируется настойчивость, самостоятельность мышления. Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы. Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным в решении учебных задач. 

Важное место в обучении дошкольников занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий (прятания, поиска, подражания и пр.), формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а старается самостоятельно найти решение поставленной задачи. Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. 

                                        Памятка для родителей.

 Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам". У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно. Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: " давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

 Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, выстраивает жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то вам придется постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие. 

Дети в старшем дошкольном возрасте могут выполнять следующие виды работ: 

1. Соблюдение порядка в своих игрушках, настольных играх; протирание их влажной тряпкой; мытье некоторых игрушек. 

2. Протирание мебели (совместно со взрослым). 

3. Стирание одежды для кукол, мелкие личные вещи (носовой платок, носки). 

4. Накрывание на стол, уборка посуды после еды; мытьё ложек, чашек и другой посуды после завтрака. 

5. Подметание влажным веником пола в комнате, небольшой метлой дорожки во дворе. 

6. Помощь взрослым в приготовлении пищи: чистка варёного картофеля, нарезка варёных овощей для винегрета, мытьё овощей, приготовление пирожков, печенья; сбор и чистка ягод. 

7. Оказание посильной помощи в различных хозяйственных делах: вешание и снимание с верёвки небольшого по размеру белья, помощь в ношении сумку с покупками, покупка хлеба.

 8. Принести воду в маленьких ведрах, колотые дрова. 

9. Забота о младшем брате, сестре (помощь в одевании, прогулка, игры, пение песен, чтение стихотворений наизусть). 

10. Оказание помощи и внимания бабушке, дедушке, маме, папе, пожилому человеку. А ваш ребенок выполняет поручения дома? У него есть обязанности по дому?


среда, 15 февраля 2023 г.

Зачем нужен праздник к 23 февраля ?

 Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества. Это праздник всех людей, которые стоят на страже нашей Родины. Это праздник настоящих мужчин — смелых и отважных, ловких и надёжных, а также праздник мальчиков, которые вырастут и станут защитниками Отечества. Такие мероприятия, проведённые с детьми, закладывают в их душах зёрнышки патриотизма, чувства долга перед Родиной.

В данный момент в д/саду проходит тематическая неделя к празднику «День Защитника Отечества». Всю  неделю во всех возрастных группах проводятся различные мероприятия: чтение художественной литературы, беседы, игры, рассматривание иллюстраций по теме, просмотр  мультимедийных презентаций, отгадывание загадок о военной технике, о разных родах войск, рисование, лепка по теме. 



С большим интересом воспитанники с помощью воспитателей изготавливают из разного материала подарки для любимых пап, дедушек, старших братьев.

Сегодня был оформлен стенд детских рисунков  "Портрет  любимого папы".


Как итоговое мероприятие тематической недели «День Защитника Отечества», 20 февраля 2023 года в нашей группе пройдет спортивный праздник.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Он должен входить в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. 


вторник, 14 февраля 2023 г.

Консультация

 

         Консультация для родителей.

 

 

      Дисциплина. Граница дозволенного.

Все родители воспитывают по-разному: у каждого свои стили, подходы, принципы и ценности. Нет двух одинаковых семей, особенно если речь идет о формировании поведения ребенка — о дисциплине. Конечно, не стоит судить о том, правильно или неправильно другие родители поддерживают ее в своей семье, — уверены Джон и Карен Миллеры, авторы "Правил счастливых семей". — Однако они полагают, что существует всего два типа воспитания — слабое и сильное — и от нашего выбора зависит, будет ли установлена дисциплина в семье. Для сильного воспитания характерен твердый подход, при этом пронизанный любовью, который учит ребенка, что родители для него — высший авторитет. Такие родители понимают, что основная цель дисциплины — со временем выработать у ребенка самодисциплину.

Сильные родители понимают, что это их обязанность (которую они сами на себя взвалили) — твердо и решительно формировать личность своих детей на пути к взрослению.

Хотя установление дисциплины требует сил и времени, пожинать плоды будут все участники. Таким образом, хорошие родители дисциплинируют себя, чтобы дисциплинировать своих детей. Они не боятся проявлять твердость, потому что уверены в своей правоте.

Обычно в уме у родителя любовь отделена от дисциплины, как будто это два совершенно независимых явления. Эти родители считают, что дисциплина означает наказание.

Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине — дать ему почувствовать, что его любят: вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины. Если ребенок не чувствует, что родители стоят за него горой, то ему в самом деле трудно отождествить себя с ними и с их ценностями. Если нет сильной, здоровой связи с родителями, ребенок реагирует на диктат родителей с гневом, враждебностью, обидой. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться. В самых тяжелых случаях он воспринимает их с отвращением, все делает назло, прямо наоборот. Только здоровые, основанные на безусловной любви отношения родителей и детей могут помочь преодолеть все жизненные кризисы.

Еще один важный аспект соответствующей любви — умение внимательно и сосредоточенно слушать ребенка. Когда ребенок уверен, что вы осознаете его чувства, мысли, желания, он гораздо охотнее будет реагировать на ваши дисциплинарные требования.

Так что такое дисциплина?

В области воспитания детей дисциплина — это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.

Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолет­них являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учеб­ной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте.

Начало отклоняющегося поведения обычно совпадает с на­чалом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответст­вующей деятельности, со временем вырастет в недисциплини­рованного человека.

Грамматика дисциплины.

·      Первое и безусловное правило - телесные наказания недопустимы. Подавайте хорошие примеры. Ведите себя так, как вы хотели бы, чтобы вел себя ребенок. Не хлопайте дверью, не кричите, не стучите в гневе по столу, сами не устраивайте истерик и т.д.

Четко определяйте границы дозволенного. Прежде всего, для себя, и чем раньше - тем лучше.

·      Проявляйте твердость. Приняв решение относительно границ дозволенного, твердо требуйте соблюдение установленных вами правил, не делая никаких поблажек. Проявляйте постоянство. Если сегодня вы разрешили ребенку что-то сделать или взять, забудьте о послезавтрашнем запрете, если повториться та же ситуация.

·      Осуждайте не ребенка, а его поступки.

·      Повторенье - мать ученья. Даже самый смышленый ребенок не может с первого раза запомнить все запреты и законы. Тут главное - не лениться почаще объяснять смысл принятых в семье ограничений и правил поведения.

·      Не читайте длинных нотаций. Одно короткое замечание намного эффективнее. Объясняйте ребенку мотивы вашего поведения.

·      Вовлекайте ребенка в принятие решений. Советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение, предложите на выбор два выхода из сложной ситуации и вместе обсудите, какой лучше.

·      Предупреждайте ситуацию. Проще избежать конфликтной ситуации, чем судорожно искать из нее выход.

Пути бесконфликтной дисциплины.

Для некоторых родителей  будет неожиданным один «секрет»: дети ждут, что родители создадут порядок и зададут им определенные правила поведения. Это делает детскую жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрыта забота о них. Почему же дети нарушают порядок и правила?
Часто дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения». Само слово указывает на силовые методы.

Правила бесконфликтной дисциплины.

·      Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого  ребенка.Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

·      Правил, ограничений, требований, запретов, не должны быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

        

·      Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой.

·      Надо помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность», и принимают только то, что не поддается расшатыванию. В противном случае предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

·      Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть мужественным, разъяснительным, а не повелительным.

·      Любой запрет желаемого для ребенка труден тем более,  если произнести это сердитым или властным тоном.

  На вопрос: «Почему нельзя?» не стоит отвечать:«Потому, что я так сказал», «Нельзя и все!». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно».

·      Объяснение должно быть коротким и произнесено один раз. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Лучше сказать: «Спичками не играют!» вместо -  «Не смей играть спичками!», «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули», вместо «Перестань мучить кошку!»

·      Не забывайте говорить волшебное слово «пожалуйста», особенно если хотите, чтобы ребенок использовал его по отношению к вам и другим людям.

        О наказаниях.

От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение ребенка. Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.Например: в семье заведено, что мама по выходным готовит что-то особо вкусное, или все вместе идут на прогулку или в кино.

Дети ценят подобные традиции. Когда родитель уделяет им специальное внимание, и с ним интересно, это для них праздник. Однако, если ребенок не послушался, совершил проступок, то «праздник» нужно отменить. Это ощутимое наказание, но не оскорбительное.

 А что бывает, когда родителю всегда «некогда», все воспитание состоит в требованиях, замечаниях, и наказаниях в «минус?». Тогда добиться дисциплины будет намного труднее. Но главное — опасность потерять контакт с ребенком: взаимное недовольство будет накапливаться и разъединять. Поэтому нужно иметь запас больших и малых праздников, занятий и совместных дел. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь плохого. Но не угрожайте их отменой по мелочам.

 Дисциплина поможет ребенку приспособиться к постоянно меняющемуся миру, развить чувство ответственности и долга, поможет в самоорганизации. Помните: дети — это отражение их родителей. И чего нет в вас, никогда не будет и вашем ребенке.

Желаем успехов в воспитании!

 

 

В консультации использованы материалы педагогов-психологов

Остробородовой И.Н.,Сальниковой Е.Н.

Тест

ЗОЖ в некоторых традициях русской культуры

         По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие бол...