Консультация для родителей.
Дисциплина. Граница
дозволенного.
Все родители воспитывают по-разному: у каждого свои
стили, подходы, принципы и ценности. Нет двух одинаковых семей, особенно
если речь идет о формировании поведения ребенка — о дисциплине.
Конечно, не стоит судить о том, правильно или неправильно другие родители
поддерживают ее в своей семье, — уверены Джон и Карен
Миллеры, авторы "Правил счастливых семей". — Однако они
полагают, что существует всего два типа воспитания — слабое
и сильное — и от нашего выбора зависит, будет ли
установлена дисциплина в семье. Для сильного воспитания характерен твердый
подход, при этом пронизанный любовью, который учит ребенка, что родители для
него — высший авторитет. Такие родители понимают, что основная цель
дисциплины — со временем выработать у ребенка самодисциплину.
Сильные родители понимают,
что это их обязанность (которую они сами на себя взвалили) —
твердо и решительно формировать личность своих детей на пути
к взрослению.
Хотя установление дисциплины
требует сил и времени, пожинать плоды будут все участники. Таким образом,
хорошие родители дисциплинируют себя, чтобы дисциплинировать своих детей. Они
не боятся проявлять твердость, потому что уверены в своей правоте.
Обычно в уме у родителя любовь отделена от
дисциплины, как будто это два совершенно независимых явления. Эти родители
считают, что дисциплина означает наказание.
Первое,
что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине — дать ему
почувствовать, что его любят: вот главная и наиболее важная часть хорошей
дисциплины. Если ребенок не чувствует, что родители стоят за него горой, то ему
в самом деле трудно отождествить себя с ними и с их ценностями. Если нет
сильной, здоровой связи с родителями, ребенок реагирует на диктат родителей с
гневом, враждебностью, обидой. Он рассматривает каждую просьбу или требование
как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться. В самых тяжелых
случаях он воспринимает их с отвращением, все делает назло, прямо наоборот.
Только здоровые, основанные на безусловной любви отношения родителей и детей
могут помочь преодолеть все жизненные кризисы.
Еще
один важный аспект соответствующей любви — умение внимательно и сосредоточенно
слушать ребенка. Когда ребенок уверен, что вы осознаете его чувства, мысли,
желания, он гораздо охотнее будет реагировать на ваши дисциплинарные
требования.
Так
что такое дисциплина?
В
области воспитания детей дисциплина — это тренировка ума и характера ребенка,
чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и
конструктивным членом общества.
Результаты
современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой,
учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в
дошкольном возрасте.
Начало отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом
развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Ребенок, которому не привиты
навыки такого поведения,
умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем
вырастет в недисциплинированного человека.
Грамматика дисциплины.
· Первое и
безусловное правило - телесные наказания недопустимы. Подавайте хорошие
примеры. Ведите себя так, как вы хотели бы, чтобы вел себя ребенок. Не хлопайте
дверью, не кричите, не стучите в гневе по столу, сами не устраивайте истерик и
т.д.
Четко определяйте границы дозволенного.
Прежде всего, для себя, и чем раньше - тем лучше.
· Проявляйте
твердость. Приняв решение относительно границ дозволенного, твердо требуйте
соблюдение установленных вами правил, не делая никаких поблажек. Проявляйте
постоянство. Если сегодня вы разрешили ребенку что-то сделать или взять,
забудьте о послезавтрашнем запрете, если повториться та же ситуация.
· Осуждайте не
ребенка, а его поступки.
· Повторенье -
мать ученья. Даже самый смышленый ребенок не может с первого раза запомнить все
запреты и законы. Тут главное - не лениться почаще объяснять смысл принятых в
семье ограничений и правил поведения.
· Не читайте
длинных нотаций. Одно короткое замечание намного эффективнее. Объясняйте
ребенку мотивы вашего поведения.
· Вовлекайте
ребенка в принятие решений. Советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение,
предложите на выбор два выхода из сложной ситуации и вместе обсудите, какой
лучше.
· Предупреждайте
ситуацию. Проще избежать конфликтной ситуации, чем судорожно искать из нее
выход.
Пути бесконфликтной дисциплины.
Для
некоторых родителей будет неожиданным один «секрет»: дети ждут, что
родители создадут порядок и зададут им определенные правила поведения. Это
делает детскую жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрыта забота о них.
Почему же дети нарушают порядок и правила?
Часто дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения».
Само слово указывает на силовые методы.
Правила бесконфликтной дисциплины.
· Правила,
ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого
ребенка.Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше
огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у
собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
· Правил,
ограничений, требований, запретов, не должны быть слишком много, и они должны
быть гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе
«закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
·
Правила, ограничения, требования должны
быть согласованы взрослыми между собой.
· Надо
помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность», и
принимают только то, что не поддается расшатыванию. В противном случае
предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
· Тон,
которым сообщено требование и запрет, должен быть мужественным,
разъяснительным, а не повелительным.
· Любой
запрет желаемого для ребенка труден тем более, если произнести это
сердитым или властным тоном.
На вопрос: «Почему нельзя?» не стоит
отвечать:«Потому, что я так сказал», «Нельзя и все!». Нужно коротко пояснить:
«Уже поздно», «Это опасно».
· Объяснение
должно быть коротким и произнесено один раз. Предложение, в котором вы говорите
о правиле, лучше строить в безличной форме. Лучше сказать: «Спичками не
играют!» вместо - «Не смей играть спичками!», «Хвост у кошки не для того,
чтобы за него тянули», вместо «Перестань мучить кошку!»
· Не забывайте говорить волшебное слово «пожалуйста», особенно
если хотите, чтобы ребенок использовал его по отношению к вам и другим людям.
О
наказаниях.
От
недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет
отреагировать на явно плохое поведение ребенка. Наказывая ребенка, правильнее
лишать его хорошего, чем делать ему плохое.Например: в семье заведено, что мама
по выходным готовит что-то особо вкусное, или все вместе идут на прогулку или в
кино.
Дети
ценят подобные традиции. Когда родитель уделяет им специальное внимание, и с
ним интересно, это для них праздник. Однако, если ребенок не послушался,
совершил проступок, то «праздник» нужно отменить. Это ощутимое наказание, но не
оскорбительное.
А
что бывает, когда родителю всегда «некогда», все воспитание состоит в
требованиях, замечаниях, и наказаниях в «минус?». Тогда добиться дисциплины
будет намного труднее. Но главное — опасность потерять контакт с ребенком:
взаимное недовольство будет накапливаться и разъединять. Поэтому нужно иметь
запас больших и малых праздников, занятий и совместных дел. Сделайте их
регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если
он не совершит чего-нибудь плохого. Но не угрожайте их отменой по мелочам.
Дисциплина поможет ребенку приспособиться к постоянно
меняющемуся миру, развить чувство ответственности и долга, поможет в
самоорганизации. Помните: дети — это отражение их родителей. И чего нет в вас,
никогда не будет и вашем ребенке.
Желаем успехов в воспитании!
В
консультации использованы материалы педагогов-психологов
Комментариев нет:
Отправить комментарий