Академик, член РАО Александр Асмолов о том, чему на самом деле учить детей:
“Каким будет будущее мы не знаем, но детей своих хотим к нему подготовить. Ключевой код человека - код непредсказуемости. То, что нас отличает от всех тварей, живущих на планете Земля. Нам нужно не готовится к тому, что востребовано сейчас, а понимать навыки будущего. Навыки будущего - это умение менять свою позицию, уметь видеть мир глазами другого человека. Важна пластичность, гибкость, готовность к изменениям.
Лучше всех диагноз человеку поставил У. Шекспир. Он сказал :“ Чем бы отличался человек от животного, если бы ему было нужно только необходимое и ничего лишнего”. Получается - ничем. Человек готов к изменениям, если не идет только по пути специализации, только по пути приобретения того, что подчиняется тому или другому алгоритму.
Один из страхов человечества - придет робот и меня заменит, и я останусь без работы. Остануться без работы те, кто не готов к изменениям. Задача образования - компетентность к обновлению компетентности. Нужно учить быть готовыми менять профессии. Учить учиться - это не про навык, это про мотивацию. А мотивация тут- хотеть учиться. Очень важно готовить “почемучек”.
Помните замечательное стихотворение С. Я. Маршака:
Он взрослых изводил вопросом “Почему ?”
Его прозвали “Маленький философ”.
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
не задает вопросов “Почему?”.
Когда мы пичкаем ребенка готовыми ответами, превращаем его в “хомяка”, у которого полный набор готовых навыков и задач. Мы не готовим к навыкам будущего, потому что в них все дано. И если поезд выходит из пункта А в пункт Б, то он обязательно дойдет. В жизни же мы решаем задачи с мнимыми данными, с вероятностными данными. Потому так нужны “жизненные задачи”, ведь ребенок “ Игрок” и “Исследователь” с самого начала своего развития.
Самая сложная профессия на Земле - это профессия родительства. Самые успешные мамы те, которые не прячуться под зонтик от детских вопросов. Ребенок не только маленький взрослый, он видит мир другими глазами. Его нужно постараться понять и постичь. Обучить “мягким ” (soft skills), а не специализированным навыкам. “Мягкие” навыки - это критическое мышление, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, рефлексия и способность взглянуть на мир по другому.
Как быть ? Самим стать “Почемучками”. Настоящая мама способна перевоплотиться в ребенка. Перевоплощаясь в ребенка , а не во Фрекен Бок, она начинает чувствовать, что ему надо, и главное, быть с ним собеседницей, соучастницей по его играм, его действиям”.
Смотрите подробнее:
Новая Федеральная образовательная программа Дошкольного образования, вступившая в силу с 1 января 2023 года, по сути упразднила 21 комплексную программу, по которым детским сады работали последние десятилетия. Принятие ФООП(Федеральной Основной Образовательной Программы) - продолжение унификации и стандартизации российского образования.
Александр Асмолов : «Сегодня мы должны понимать, что 1 сентября 2023 года станет днем похорон вариативного образования в России. Подобного рода программы унификации приведут к тому, что наше образование, наши дети, и наши учителя окажутся неконкурентоспособны в сложном изменчивом мире. Это драма для российского образования».