четверг, 8 февраля 2024 г.

Консультация "Речь и кинезиология"

 

 «Что такое «межполушарное взаимодействие», и как его развивать?»

Что делать, если ребенок невнимательный? Как развить память и воображение? Человеческий мозг устроен таким образом, что каждое полушарие имеет свою специализацию. В частности, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, способности к языкам и математике, восприятие устной и письменной речи, запоминание фактов, контроль правой половины тела. Правое полушарие обрабатывает невербальную информацию, отвечает за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность, параллельную обработку информации и контроль левой половины тела. Интеллект человека основан, прежде всего, на согласованной работе обоих полушарий.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

За что отвечает правое полушарие:-координация движений;

- ориентация в пространстве;-кинестетические (двигательные) ощущения;

- отвечает за левую половину тела. Это полушарие творчества, образного мышления, гуманитарных аспектов.

За что отвечает левое полушарие:- за восприятие информации через слух;

 - постановку целей;- построение алгоритмов решений;- отвечает за правую половину тела.

Это полушарие математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

- зеркальное написание букв и цифр;- псевдолеворукость;-речевые нарушения;

-неловкость движений;-агрессия;-плохая память;-отсутствие познавательной мотивации;-инфантильность.

 Как это исправить?Кинезиология-это наука о развитии мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, активизирующий взаимодействие полушарий, при котором происходит обмен информацией и синхронизация их работы.

Цель кинезиолигических упражнений:

-синхронизация работы полушарий;

 -развитие межполушарных связей;

-развитие мелкой моторики и речи;

-развитие мышления, памяти, внимания и способностей;

 -улучшить зрительно-моторную координацию;

-снижает утомляемость;

-управлять эмоциями.

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста  можно рекомендовать кинезиологические (двигательные) упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.

Они помогают:

-улучшить мышление и память;

-сделать работу полушарий более слаженной;

-концентрировать внимание;

-облегчить процесс чтения и письма.

1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, взрослый обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать ребенка.

2. Упражнения выполняются обеими руками, а затем поочерёдно.

 3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.

 4. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5- 10 до 20-35 минут в день.

   5. Заниматься необходимо ежедневно.

 

Вот некоторые упражнения, которые обязательно понравятся и детям, и взрослым.

1. «Уши». Цель: энергетизация мозга. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину.

2. «Колечко». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно, как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. «Кулак-ребро-ладонь». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

4. «Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

5. «Лягушка. Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

6. «Замок». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

7. «Ухо-нос». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

8. «Зеркальное рисование». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

9.Перекрестные движения.Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

10.Перекрестное марширование.Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

11. Дыхательные упражнения. Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга. Вдох, пауза, выдох, пауза. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнительно использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Таким образом, занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходит положительные структурные изменения и стимуляция интеллектуального развития. При этом, чем более интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. У дошкольников улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается работоспособность к произвольному контролю. Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических упражнений является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление, и повышают умственную деятельность в целом. Желаем Вам удачи и успехов!




вторник, 6 февраля 2024 г.

Чем полезны лыжи?

 

Катание на лыжах - это несомненная  польза  для здоровья всей семьи.  А также -  один из самых продуктивных способов физической активности на свежем воздухе.

Разберем  основные преимущества:

  • Улучшение формы и сохранение тонуса. Собственно, как и любые иные тренировки наш организм активно развивается, мышечная ткань адаптируется к нагрузкам, увеличивается и укрепляется, растет объем легких, выносливость, кардио и так далее.

  • Заряд бодрости и энергии. И речь не только о том, как мы становимся выносливее. Это и психологический фактор, который действительно помогает дольше оставаться работоспособными.

  • Длительный характер позволяет работать на сердечную мышцу, укрепляя ее. А кроме того, невысокая, но равномерная нагрузка повышает метаболизм, способствует ускоренному росту мышечной ткани.

  • Сжигание калорий и избавление от лишнего веса. Более тысячи килокалорий за час прогулки на свежем воздухе. Это просто превосходный показатель. Сравним с интенсивным бегом, но в данном случае меньше и уровень усталости и урон организму.

  • Это комплексная работа огромного количества мышц.

             В итоге, лыжи - альтернатива иным дисциплинам, только более щадящая, безопасная. Это действие на мышечную ткань, скелет, и что важнее, сухожилия и суставы. В отличие от бега, который со временем приводит к истончению связок, зимние мероприятия снижают уровень давления в три-четыре раза.

             Комплексный характер движений способствует развитию множества групп мышц. Конечно, не все из них получают одинаковый тонус, однако, встав на лыжи мы работаем на следующие отделы:

  • Груди и рук. В первую очередь трапециевидные и дельтовидные, бицепсы и трицепсы. Обеспечивается это опорой на палки, уколами.

  • Спины и живота. Движения во время катания включают повороты и небольшие наклоны. То есть, работа на широчайшую и все группы пресса.

  • Ноги. Разумеется, ведь это все-таки своеобразная прогулка. Работают ягодицы, бедра и икры.

  • Шея. В меньшей степени, но все же в небольшом тонусе находится и она.


 Подробнее о вышесказанном. Преимущества:

Доступность

         Жители многих стран, увы, лишены подобных развлечений ввиду географического расположения и климата. И правда, где-нибудь в Египте такая методика самосовершенствования будет совершенно непопулярной. Благо наш климат зачастую предоставляет до пяти подходящих для занятий месяцев в году. А понадобится для этого лишь амуниция и инвентарь.

Укрепление иммунитета

         Не стоит забывать, что помимо упражнений, есть и иная польза. Это свежий и холодный воздух. Одновременно способ закаливания организма и насыщение кислородом, особенно если Вы занимаетесь на природе. Эта методика действительно укрепляет иммунитет и помогает легче адаптироваться к холоду, защититься от простуды - вечного спутника зимы.


Похудение

        Мы уже сообщили про тысячу килокалорий в час при интенсивном хождении по лыжне. Но, даже если не усердствовать, не сгонять с себя семь потов, вполне можно достигнуть показателя в 500-600 килокалорий в час. Для таких целей нам понадобится в первую очередь аэробная сторона этой работы. То есть, часть упражнений, которая заставляет нас дышать. Это значит, что мы включаем в программу максимальное количество движений, но снижаем интенсивность и уровень нагрузок, чтобы не истощить себя раньше времени.
        К примеру, подъем в гору – это для роста мышц, но не для сброса веса. А вот забеги на длинные дистанции, комбинирование разных стилей  – лучший вариант.

 

Развитие дыхательной системы

         Помимо обычной работы на диафрагму, в данном случае мы получаем еще одно прекрасное преимущество в довесок. Это свежий и (желательно чистый) воздух. Он в разы лучше развивает дыхательную систему, способствует продуктивному влиянию на функциональные качества. Только стоит помнить, что техника правильного дыхания имеет ключевое значение. Дышите носом, по крайней мере, вдыхайте, а также сохраняйте периодику и равномерность дыхания.

Польза для скелета, суставов и мышц

        Чем полезен бег и езда на лыжах конкретно для тела, мы уже пояснили. По сути, к развитию костной и мышечной ткани ведет любая активная деятельность. Что пробежки, что занятие фитнесом, что тяжелая атлетика. Но тренировки не наносят урона телу, не давят на суставы и сухожилия.

Улучшение психологического состояния

        Почему люди так любят отдых на природе? Такое времяпровождение провоцирует выработку эндорфинов, гормонов счастья. Поэтому любым спортом предпочтительнее заниматься под открытым небом, этим методом пользуются даже профессиональные спортсмены.

Повышение работоспособности

        Прекрасный способ после работы сбросить накопившееся напряжение, отдохнуть душой и телом, получить заряд ментальной бодрости и подготовиться к следующему дню. Польза ходьбы на лыжах для здоровья дополняется и положительным эффектом для нашего разума.


  Ограничения по возрасту

          Фактически, никаких ограничений нет. Это безопасная деятельность для любой возрастной группы. Многие эксперты настаивают на том, что детям стоит прививать любовь к этому направлению уже с двух лет. Но тут существует и нюанс. Как все знают, если заставлять ребенка что-то делать, то можно воспитать в нем ненависть к этой процедуре. Поэтому лучше всего проводить активные выезды со всей семьей.

А вот уже в возрасте семи лет  вполне можно начинать. Спортивные занятия пойдут на пользу всему организму ребенка: укрепят костную систему, разовьют крупную моторику, скоординируют его движения. Благодаря регулярным лыжным прогулкам ребенок будет быстрее развиваться и лучше расти. А организованные спортивные занятия по лыжной ходьбе ребенок может посещать с 6-7 летнего возраста.

В подростковом, юношеском и молодом возрасте лыжи — прекрасный способ укрепить тело и дух. После 35 лет — это еще и отличная профилактика всевозможных заболеваний, которые приходят с возрастом.


Подготовка

        Если вы еще давно не вставали на лыжи, то перед тем, как заняться этим видом спорта, неплохо бы повысить общие показатели выносливости. Рекомендуется начинающим лыжникам больше заниматься пешей ходьбой — это самый простой способ привести органы дыхания и кровообращения в порядок, укрепить мышцы.


Одежда

         Так как катаемся мы обычно в мороз, одежда для лыжных прогулок должна быть теплой. Наденьте теплый вязаный свитер, а если очень холодно, то под него — термобелье. Сверху на свитер нужно надеть куртку, но не слишком теплую и тяжелую, иначе передвигаться с легкостью будет затруднительно (особенно, в горку).

На голову следует надеть трикотажную спортивную шапку — никаких ушанок и меховых шапок. На ноги следует надеть сухие и теплые носки из хлопка или шерсти. Лыжные ботинки должны плотно сидеть на ноге — не стоит выходить на прогулку в слишком больших или, наоборот, жмущих, ботинках. Неподходящая обувь может привести к натиранию мозолей или травме.


Советы

          Если ботинки надеваете впервые, смажьте уязвимые участки на стопе (где могут образовываться мозоли) вазелином, и только после этого надевайте носки и ботинки. Смажьте лыжи мазью по погоде.

Если прогулка предстоит длительная, возьмите с собой термос с теплым чаем. Напиток поможет согреться в мороз, предупредит простуду, придаст сил. Кроме того, в длительной прогулке не помешает и маленький рюкзачок с необходимыми средствами первой помощи, едой, запасным мобильным телефоном, фонариком.


Оптимальная температура для катания на лыжах – от 3 до 10 градусов ниже нуля. Такая температура подходит и детям, и взрослым. В любом случае важно в процессе лыжной прогулки, даже если нет никаких заболеваний, следить за появляющимися симптомами переохлаждения или перегревания. Если организм переохладился, может возникнуть чувство замерзания, неприятное покалывание кожи, а при перегреве ощущение прилива жара, головокружение и т. д. При появлении данных симптомов необходимо либо утепляться, либо избавляться от лишнего слоя одежды. Если дело движется к обморожению, лучше поскорее вернуться домой.

      Удачи!   



Тест

ЗОЖ в некоторых традициях русской культуры

         По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие бол...