Трудно ли быть человеком? Тема доброты и человечности пронизывает рассказы многих авторов. Среди них поучительные рассказы В Сухомлинского.
“Ленивая подушка”
Маленькой Яринке надо рано вставать, чтобы в школу идти, а не хочется, ой как не хочется! Вечером спрашивает Яринка у дедушки:
— Дедушка, почему утром вставать не хочется? Научите меня, дедушка, спать так, чтобы хотелось вставать и идти в школу.
— Это подушка у тебя ленивая, — ответил дедушка.
— А что же ей сделать, чтобы она не была ленивой?
— Знаю я тайну, — шепотом сказал дедушка. — Вот именно тогда, когда вставать не хочется, возьми подушку, вынеси на свежий воздух, хорошо порази ее кулачками — она и не будет ленивой.
— Действительно? — Обрадовалась Яринка. — Я так и сделаю завтра.
Еще слишком рано, а надо собираться в школу. Не хочется вставать Яринке, но надо же наконец подушку проучить, лень из нее выбить.
Вскочила Яринка быстренько, оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на скамейку и кулачками ее кулачками.
“Для чего говорят “Спасибо”
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…
“Почему плачет синичка”
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
-Сделаем на тополе качели, — сказал Миша.
-Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
-Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
-Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля.
-А почему же она плачет? – удивился Миша.
— Подумай, почему, — ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»
Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) - советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.
Воспитательная система Сухомлинского держалась на трёх столпах: гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность.
Василий Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы (Украина) в 1947 году, в тяжёлое послевоенное время. Именно там он создавал «школу радости», где занятия проходили в нестандартной форме, а оценки были только с положительным окрасом.
Принципы воспитания:
Воспитание без наказаний. Педагог не считал целесообразным применять наказания в процессе воспитания и обучения ребёнка, так как оно не приводит к положительным результатам.
Поощрение желания ребенка быть хорошим. Сухомлинский считал это стремление движущей силой обучения и воспитания, потому что ребёнок прикладывает максимум усилий в этот момент.
Запрет на удовлетворение деструктивных желаний. Желания ребёнка педагог делил на два вида: конструктивные и деструктивные. Если родители удовлетворяет любые запросы ребёнка, то из него получается капризный раб прихотей.
Природа — источник нравственного воспитания. Сухомлинский полагал, что познание растительного мира — это начало умственного развития ребёнка.
Обработка информации по четырем пунктам. Чтобы ответить на вопросы учителя или сделать задания, детям нужно было пройти четыре ступени. Лестница (снизу вверх):
первая ступень: замечаю (что? кого?)
вторая ступень: наблюдаю (для чего? зачем? за кем? как?)
третья ступень: размышляю (зачем? почему? как? для чего?)
четвертая ступень: узнаю (что мне это дало? что я теперь знаю?)
Трудовое воспитание порождает человечность и доброту. Главная заслуга — сделать своими руками, проявляя творчество.
Главный предмет — человековедение. Исток такого подхода кроется в трагедии войны, которую испытывали миллионы людей, в том числе и сам Сухомлинский.
Доверие воспитателя к ребенку и наоборот. Это одно из главных средств реализации методов воспитания.
Чтобы дети были здоровыми, он использовал несколько действенных методов:
закалка ног в весеннее время года;
прогулки пешком;
прием пищи вне помещения на природе для развития аппетита;
игры на свежем воздухе;
реализация праздников и мероприятий;
создание материальной базы для осуществления трудовой деятельности детей.
Для эффективности оздоровительной работы Сухомлинский предложил продолжать данные мероприятия в семейном кругу:
потребление меда в лечебных целях;
выращивание плодовых деревьев;
запасание продуктов в течение весенних месяцев;
совместные семейные прогулки и выезды на природу;
высаживание ореховых деревьев под окнами для отпугивания насекомых;
оснащение летним душем двора дома.
Понимание заслуг, книг, творческого труда педагога - новатора, невозможно без знания той эпохи, идеологии того времени, последствий страшной войны, прошедшей катком по нему и его семье. Тем важнее сейчас - знать, изучать, интересоваться, размышлять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий