пятница, 7 октября 2022 г.

Консультация

 

Консультация “Игры детей дома с занимательным математическим материалом”

Игра - это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребенка читать, считать, решать задачи, писать, а главное думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. 

        Считаем в дороге

Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться, поиграйте с ним, кто больше насчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят.

        У кого больше

 Инвентарь: игральный кубик, пуговицы (или конфеты, орехи, детали конструктора), глубокая тарелка или коробка.

Положите пуговицы в тарелку. По очереди бросайте кубик. По выпавшему на кубике числу берете нужное количество пуговиц из тарелки. Когда тарелка опустеет — подведите итог.

        Две стопки

Инвентарь: счетные палочки (или пуговицы).

Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Затем разложите их по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа.

Возьмите четыре палочки, пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть сначала он разложит их на равное количество. Затем попросите его расположить палочки так, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три.

Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

       Геометрические фигуры

Инвентарь: счетные палочки (или спички).

Расскажите ребенку об основных геометрических фигурах. Объясните, что такое сторона, угол.

Вместе с ребенком начните составлять геометрические фигуры из палочек. Затем попросите его делать это самостоятельно.

Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

Попробуйте составлять фигуры разного размера, с разным количеством палочек.

        Учите  сравнивать фигуры

Еще один вариант — комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника или из десяти палочек сделать два квадрата — большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Комбинируя счетные палочки, ребенок закрепляет знания математических понятий : «число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник».

        Угадай, сколько и в какой руке

Инвентарь: спички, пуговицы (камешки), мелкие игрушки

Взрослый берет в руки восемь - десять пуговиц (камешков) и сообщает количество. После, убрав руки за спину, он раскладывает пуговицы в обе руки и просит  угадать, сколько пуговиц в какой руке.

       Что? Где?

Взрослый называет предметы в комнате, ребёнок называет где этот предмет находится, используя слова: «слева», «справа», «впереди», «сзади» и т.д.

·         Дверь от тебя?............

·         Позади тебя?..............

·         Большой стул?...........

·         Телевизор?................. и т. д.

       Ты - волшебник

Взрослый на листе бумаги рисует геометрические фигуры разных размеров (круги, квадраты, прямоугольники, овалы, трапеции, треугольники). Ребенок превращает формы в разные предметы. Предварительно можно поиграть в игру «Что бывает такой формы?»

       Звонкий мяч

Игра на усвоение и закрепление понятии «верх», «низ», «право», «лево», «ближе», «дальше»

Инвентарь: мяч.

 Мяч над головой, вверху, мяч у ног, внизу, бросим вправо, бросим влево, вперед - назад.

Задание можно и усложнить, попросив ребенка: «Ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой».

       Накрываем на стол

 Кухня  -  это отличный плацдарм для математики. Нужно накрыть на стол поручите это дело ребенку, пусть достанет необходимое количество столовых предметов, принесет из холодильника 2 или 3 яблока, принесет 2 чашки и стакан. Дайте ему задание налить в кастрюлю десять стаканов воды. Задания рождаются сами собой, только стоит начать.

       Математические сказки

 Существует еще один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

     Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

   В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

   В сказке «Про козлёнка,  который умел считать до десяти» - дети вместе с козленком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счет до 10 и т.д. 

   Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, «Котята» С.Михалкова или «Веселый счет» С.Маршака.  Множество стихов-считалок есть у А.Усачева.  Вот одна из них, «Считалка для ворон»:

 

                       Я решил ворон считать:

                       Раз, два, три, четыре, пять.

                      Шесть – ворона на столбе,

                    Семь ворона на трубе,

                    Восемь – села на плакат,

                    Девять – кормит воронят…

                    Ну, а десять – это галка.

                    Вот и кончилась считалка.

        Логические задачки:

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля – большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один – дом, другой – ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?

5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тест

ЗОЖ в некоторых традициях русской культуры

         По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие бол...