вторник, 29 ноября 2022 г.

Здоровьесберегающие технологии

  «Использование здоровьесберегающих технологий в                                              образовательном процессе»

Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил общее название- «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающие технологии– это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика).
Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»), точечный массаж).
Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия , арттерапия, сказкотерапия).
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды и ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

Особая роль принадлежит образовательному учреждению, т.к. основной из годовых задач ОУ является расширение представления о здоровом образе жизни через здоровьесберегающие технологии. Таким образом ,ОУ  не только создает комфортную образовательную среду с учетом индивидуальных психических, физических и интеллектуальных особенностей детей (в соответствии с личностно- ориентированной гуманной моделью воспитания и обучения), а так же приучает дошкольников к здоровому образу жизни и ведет профилактику заболеваний, помогает сохранить здоровье детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Хочу представить Вашему вниманию, те технологии, формы и методы, которые  использую  в работе с детьми.
Мелкая моторика:массаж массажными шариками по методу Су – Джок терапии.Метод Су-Джока – автор южно-корейский профессор Пак Чже Ву.

Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Су – это кисть, Джок – стопа. Большие пальцы рук и ног изображают голову. 2-й и 5-й пальцы - руки, 3-4 – проекция ног.

Достоинства терапии Су-Джок-

Высокая эффективность. Эффект часто наступает через несколько минут.

Абсолютная безопасность при применении стимуляции точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не приносит вред человеку.

Универсальность – можно лечить любую часть тела, любой орган любой сустав.

Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до стойкого ощущения тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

1.Массаж Су – Джок шарами. /дети  повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ 

Я мячом круги катаю, 

Взад - вперед его гоняю. 

Им поглажу я ладошку. 

Будто я сметаю крошку, 

И сожму его немножко, 

Как сжимает лапу кошка, 

Каждым пальцем мяч прижму, 

И другой рукой начну. 



Прокатывать шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж. 

Ходит ежик без дорожек, 

Не бежит ни от кого. 

С головы до ножек 

Весь в иголках ежик. 

Как же взять его? 

Использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. 

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Дыхание – это еще  энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи. В нашей группе ,в основном,используем  упражнения, направленные на развитие речевого дыхания. От того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.

«Весёлая песенка»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов

– ла-ла

- на мелодию знакомой песенки(зи-зи)

 

«Карандаши-спортсмены».

Цель: развитие физиологически сильного  и продолжительного дыхания . На столе чертим две линии – старт и финиш. На старте кладем 2 карандаша и начинаем дуть на них (каждый на свой).

«Горячий чай» Цель: развитие и сильного  и продолжительного выдоха.


Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.Практика показывает,что  обычное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Для улучшения результата работы над артикуляцией будем использовать метод – биоэнергопластики. 

Артикуляционные  упражнения с применением биоэнергопластики. 

«Окошко» - широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть

Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки.


"Улыбка" - "Трубочка".

Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.

Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка".


Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

 Пальчиковые игры – это весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. При регулярном применении пальчиковых  игр дети  научатся связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников, будут чувствовать себя уверенно.

Можно использовать элементы фольклора.Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

 Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Снимает тревожность.

РЕПКА.

Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)

Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)

Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)

Хороша и крепка!

(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)

Перебирание круп , разноцветных камешков,ракушек развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать  их количество. Проводится под присмотром взрослого.

Игра  «Собери фигуру» Цель: Учить детей анализировать элементарную схему рисунка, развивать мелкую моторику рук.Материал: ракушки, карты - образцы, карты - схемы, с контурными изображениями предметов.

 Комплекс таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры,гимнастика на речевое дыхание ,самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет повысить эффективность коррекционно-речевой деятельности, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.


 Гимнастика для глаз проводится с целью снятия статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора. 

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

 ЛИСА

Ходит рыжая лиса                         Крепко зажмурить и открыть глаза

Щурит хитрые глаза.

 

Смотрит хитрая лисица,                  Вытянуть вперёд руку, поднять большой палец.

                                                                       Водить вправо, влево, следя глазами.

Ищет, чем бы поживиться.

 

Пошла лиска на базар,                      Руку вверх, вниз, следить глазами.

Посмотрела весь товар.

 

Себе купила сайка                             Описать рукой круг по часовой и против часовой стрелки, следя глазами.

Лисятам балалайку.

 Следующий метод - кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основоположниками кинезиологии являются  американские педагоги-психологи, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Научно доказана очень высокая эффективность этого метода при работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной активностью

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,Ладошки вниз,

А теперь их на бочок-И зажали в кулачок.

Игротерапия  и игроупражнения.

«Обзывалки»Передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться). Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, .... солнышко!»Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Один из видов здоровьесберегающей технологии – психогимнастика. Психогимнастика для детей представляет собой курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики.

 Упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов: -

Игра с песком наберите  в руку воображаемый песок, сожмите в кулак, «чтобы не высыпалось ни песчинки», затем потихоньку высыпайте песок на колени. Стряхивают последние песчинки с кистей, опускают расслабленные руки.

Сказкотерапия.Основная задача- формирование психологического здоровья дошкольников посредством сказки; снижение  уровня тревожности и агрессивности. Рассказывание известной сказки от действующего лица(«Колобок»-лиса,медведь,пенек или персонажи др сказок)и придумывание к ней продолжения.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тест

ЗОЖ в некоторых традициях русской культуры

         По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие бол...