пятница, 12 января 2024 г.

К 100 - летию писателя и педагога

  

 Влади́мир Фёдорович Тендряко́в — русский советский писатель, педагог, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне. 

                 Владимир Тендряков создал педагогику особого рода -  это педагогика достоинства.  Идеи нравственности проходят смысловым стержнем через   его творчество. Идеи борьбы с обезличивающей человека системой, борьбы с Левиафаном. Ключевая тема Тендрякова - это тема очеловечивания и расчеловечивания в мире культуры и мире образования. И он, как человек,  проживший войну, прострадал тему человечности. 

             Родился в 1923 году.  В декабре 1941 года Владимир Фёдорович был призван в Красную Армию и направлен в школу младших командиров.  В  1942-м отправлен на фронт. Первое ранение получил под Сталинградом. В августе 1943 года под Харьковом был ранен вторично.  После лечения вернулся домой инвалидом третьей группы, работал в Подосиновце школьным учителем. 

В 1945 году переехал в Москву. Осенью 1945-го поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешёл в Литературный институт.  

               Первый рассказ - «Дела моего взвода», был опубликован в 1947 году в «Альманахе молодых писателей».  С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду.

В 1954 году в журнале «Новый мир» была напечатана его повесть «Не ко двору», а через два года в «Новом мире» опубликован первый его большой роман «Тугой узел», журнальный вариант которого назывался «Саша вступает в жизнь».

            В.  Тендряков стал самым востребованным писателем того времени. С завершением «оттепели» практически все произведения Тендрякова сталкивались с цензурными затруднениями. Многие из них были опубликованы только в годы Перестройки, уже после смерти писателя.

            В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.


              Тендряков — писатель острых коллизий; его герои, как правило, находятся в экстремальных ситуациях, испытывающих на прочность их нравственный потенциал. Писатель порою создавал крайние точки человеческого бытия, в частности смерть. Так построены повести «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Находка» (1965), отчасти роман «Свидание с Нефертити» (1964) и повесть с характерным названием «Кончина» (1968). 

              Почти во всех произведениях разыгрывается — так или иначе, но неизменно с трагическим исходом — драма совести, главная пружина которой — предательство. В «Ухабах» гибнет парень — только потому, что директор МТС, следуя инструкции, не дал трактор, чтобы вывезти его в больницу. Пошел на сделку с совестью Лешка Малинин — из-за него погиб один из сплавщиков в таежной бригаде. В повести «Суд» мужественный и рисковый медвежатник Тетерин, казалось бы, не знавший страха перед любой опасностью, сдается перед следователем, который уличает его в убийстве человека во время охоты, и в слепом бессилии уничтожает улики.

          От произведения к произведению Тендряков ищет ответ на вопрос: в чем же выход для человека; чтобы не разрушилась его личность, чтобы восторжествовали совесть и правда?

            В повести «Находка» писатель выбирает сострадание, которое только и помогает героям обрести смысл жизни, сострадание к ближнему, особенно к беззащитному существу. Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русаков по прозвищу Карга находит в тайге новорожденного ребенка, и этот теплый комочек жизни переворачивает его душу. 

             «В человеке,— утверждает писатель в повести «Ночь после выпуска» (1974),— живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности — и добрые и злые. Важно вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Эта мысль является главной и в повести «Весенние перевертыши» (1973).

             Учительство, проповедничество — характерная черта дарования Тендрякова. В своих экспериментальных поисках выхода из крайне трудных психологических ситуаций он неизменно подталкивал человека к добру. Путь к истине, неотрывный от любви к человеку, может лежать и через постижение красоты. Именно на эту тему написаны его роман «Свидание с Нефертити» и трактат «Плоть искусства» (1973).

            Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности.


Сценарии и экранизации:

«Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», сценарий В. Тендрякова.

«Тугой узел» (Мосфильм, 1957) по одноимённому роману, сценарий В. Тендрякова. Фильм не был выпущен на экраны и переснят под названием «Саша вступает в жизнь». Восстановлен и вышел в прокат в 1988 году.

«Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноимённой повести, сценарий В. Тендрякова.

«49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В. Тендрякова.

«Суд» (Мосфильм, 1962) по одноимённой повести, сценарий В. Тендрякова.

«Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе (1975)[10].

«Житейское дело» (Ленфильм, 1976) «Где ты, Любовь Дуняшова?» (Третья новелла)

«Черный коридор» (Мосфильм, 1988) по повести «60 свечей».

«Кончина» (Ленфильм, 1989) трёхсерийный телефильм по мотивам одноименной повести В. Тендрякова.

«Находка» (2015) - по одноимённой повести, режиссёр и сценарист В. Демент. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тест

ЗОЖ в некоторых традициях русской культуры

         По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие бол...