“Уважение — чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих‑либо достоинств, заслуг, высоких качеств”.
Толковый словарь Ушакова
Истинное уважение ребенка к родителям можно говорить лишь тогда, когда у него уже сформирована система ценностей, он способен отличать добро и зло, взвешивать и анализировать поступки других. Это происходит не ранее 5–7 лет, а зачастую и гораздо позже. Однако приобрести эту способность чрезвычайно важно: для того чтобы взрослый мог уважать другого человека, у него обязательно должен быть детский опыт уважения со стороны взрослых.
Правило 1. Любовь — основа уважения.
Родителям важно не только любить, но и выражать свою любовь поступками и словами. Слова любви и признания полезны всем детям — и милому малышу, и строптивому упрямцу, и неуверенному в себе первоклашке, и трудному подростку.
Правило 2. Необходимо проявлять уважение к личности ребенка.
Есть много способов показать, что чувства и желания ребенка имеют значение: например, кормить младенца по требованию; выстраивать режим дня ребенка, исходя из его темперамента; опираться на решение ребенка постарше, когда он заявляет о своем желании выбрать одежду, кружок, секцию, друзей и так далее.
Правило 3. У других людей тоже есть права и желания.
Детский эгоцентризм, ощущение, что мир «вертится вокруг меня» — вполне приемлем лет до трех. Однако если родители не научат ребенка учитывать интересы окружающих, здоровый эгоцентризм стремительно перейдет в махровый эгоизм, когда «я» — всегда первая буква алфавита.
Правило 4.Семейная иерархия — главное, не упустить момент.
Родители стоят выше в иерархической системе семьи на том простом основании, что они дали ребенку жизнь и несут за нее ответственность. Они учат его справляться с трудностями и прокладывают ему дорогу в жизнь, передавая свои знания о том, как эту жизнь прожить. В свою очередь, дети заинтересованы в том, чтобы их родители вели себя как знающие, уверенные, сильные и могли защитить своего ребенка во всех сложных ситуациях.
Правило 5. Важно обучить ребенка этикету.
«Старших надо уважать», — это формула, которую мало вложить в голову ребенка — ее надо облачить в действия, слова и поступки. Поэтому обучение этикету — важная обязанность родителей, и начинаться оно должно с трех лет, когда ребенок уже вполне может себя контролировать, хоть и в небольшом диапазоне.
Правило 6. Не стоит бояться говорить «нет».
Говоря «нет», отказывая ребенку и ограничивая его, мы не только демонстрируем свою силу и власть, но и разделяем с ним его переживания по поводу того, что не всё в этой жизни можно, даже если очень хочется. Дети видят и чувствуют родительскую силу, способную защитить детей от их же разрушительных и чрезмерных желаний. И это рождает в них то чувство безопасности и уверенности, которых лишены дети всё разрешающих родителей. Поэтому взвешенное родительское «нет» — обязательная прививка, необходимая для выстраивания границ дозволенности и формирования уважения к родителям.
Правило 7.Заставить уважать — невозможно.
Родители очень часто путают уважение с послушанием: если маленький ребенок не слушается, шалит, балуется, не реагирует на слова родителей, это воспринимается как неуважение к ним. Однако, как мы уже говорили ранее, испытывать уважение к родителям ребенок способен не ранее чем в 5–7 лет. А до этого возраста малыш готов «слушаться», то есть сдерживать свои импульсы и разрушительные желания скорее из страха. Из страха наказания, если его ощутимо наказывают, либо из страха потерять расположение, любовь близких, которым он доверяет. И это два совершенно разных мотива поведения. Уважение без страха наказания — это выбор, когда другой человек представляется нам значимым и важным вне зависимости от возможных последствий нашего к нему отношения. Такое уважение зарабатывается дольше и невозможно без личного примера.
Правило 8.Личный пример — лучшее наставление.
Глупо рассказывать подростку о вреде курения, потягивая сигарету. Так же глупо сотрясать воздух криками: «Ты нас не уважаешь, ни во что не ставишь», раздавая подзатыльники и оскорбления. Только совпадение декларируемых правил и ценностей с реальным образом жизни помогает ребенку не просто любить своих родителей, но еще и уважать.
Правило 9.Не путайте проявление неуважения с другими вещами.
Признаки уважения:
-считаться с интересами другого человека;
-соблюдать приемлемый для него формат общения и взаимодействия;
-добровольно действовать по его правилам.
Если родители хотят воспитать детей, которые их уважают, то начать придется с себя. На собственном примере показать, что такое уважение к ребенку, к своей второй половине, к своим родителям, придется выстраивать семейную иерархию, обучать цивилизованным способам общения, вводить запреты и говорить «нет», учить видеть интересы и желания других людей. Только получая личный опыт любви и разумных ограничений, ребенок сможет уважать себя и других, быть поистине благодарным своим близким.
Не забывайте: опыт принятия себя – самое лучшее, что мы можем дать детям, так как они – великие подражатели!
1.“Не соблюдайте уважения к тому, кто не умеет уважать других” М. Горький “На дне”.
2. “В конце концов, уважение - это и есть то, что связывает людей. как крепкая нить”. Л.Н. Толстой “Анна Каренина”
3. “Уважение - эта одна из самых сильных добродетелей, без нее не бывает ни любви, ни дружбы” А. Дюма “Три мушкетера”.
4. “Может быть , искреннее уважение должно быть не в том. чтобы почитать друг друга. а в том. чтобы понимать и прощать”.В. Набоков “Дар”.
5. “ Нельзя заставить кого то уважать себя - это должно быть заслужено” Х. Мураками “ Норвежский лес”.
6. “Никогда не ставь себя выше других. не теряй уважения” А.П. Чехов “ Три сестры”.
7. “Уважение - это не только форма вежливости. но и выражение внутренней силы и уверенности” Р. Бах “Иллюзии”.
8. “Не унижай человека. и он будет уважать тебя. уважай его душу, его стремления и мечты”. Ф. Достоевский “Преступление и наказание”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий