Александр Асмолов – о воспитании детей в российских школах.
Александр Григорьевич Асмолов – российский ученый, психолог, академик РАО. Директор Федерального института развития образования. Заведующий кафедры психологии личности факультета психологии МГУ.
Ключевая установка в образовании – поддержать разнообразие детства, а не превратить детей в солдат Урфина Джюса. Поэтому важна формула - не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И еще важно понимать, что детство как этап самоценно. Есть пугающая логика, свойственная культурам, которые мы называем «культурами полезности»: человек рождается не просто так, а для чего-то, ради выполнения тех или иных общественных функций. Дошкольник готовится к школе, школьник готовится к вузу, студент готовится к выбору профессии, профессионал готовится к пенсии, а пенсионер – к смерти. Получается, что мы рождаемся, чтобы готовиться к смерти. Поэтому так важно понимание, что детство существует ради детства.
Нужно определиться с целями воспитания: мы хотим вырастить людей со свободным критическим мышлением или только подданных по найму у государства? Вот это совершенно две разные установки в культуре. В культуре полезности говорят: умные нам не надобны, надобны верные – цитата из Стругацких.
Какой подход можно этому противопоставить?
Противоположная установка в воспитании – чтобы человек не превращался в конформиста. Когда человек начинает жить по формуле «что изволите?». Самое опасное в этом– это превратиться в человека, который ищет любое оправдание себе в принятой роли. Я так делаю, потому что у меня приказ, я здесь ни при чем. И начинается великое бегство от «личностности», от свободы.
Чем тут может помочь школа?
Школа - один из могучих вечных институтов приобщения человека к культуре человечества, один из институтов социализации личности. Это главная характеристика. На первый план выходит школа, которая помогает в общении с учителями и сверстниками обрести свое «я». Вещи, связанные со знаниями, умениями и навыками – второстепенный момент в этом процессе. Школа должна давать картину мира. И сегодняшняя школа должна быть школой неопределенности, школой обучения поведению в сложных ситуациях, школой, учитывающей разнообразие.
Она должна быть институтом поддержки человечности в человеке, который помог бы индивидуальности отстаивать себя. И задачи должны быть разные – не только такие, где все «дано», где заранее известно, что поезд, вышедший из пункта, А обязательно придет в пункт Б. Ведь настоящие задачи – это задачи с избыточными данными, с недостаточными данными, с вероятностными данными. Мы называем их жизненными задачами.
Какую роль нынешняя российская школа играет в становлении личности?
Задача школы – в поддержке рождения и преодоления кризиса идентичности в разных возрастах. Речь идет о трех линиях идентичности: это гражданская идентичность, когда ты чувствуешь себя сопричастным той стране, в которой ты живешь, это этнокультурная идентичность, когда ты причастен к той культуре, в которой ты родился, и, наконец, третья – это общечеловеческая идентичность. Потому, роль математики и физики – помочь человеку чувствовать себя человеком и частью человечества.
Школа должна учить человека учиться. В мире неопределенности, сложности и разнообразия ключевая компетентность человека – умение обновлять свои компетентности. Во многих исследованиях говорится, что со вступлением в современную эпоху все большую силу обретает не эволюция по Дарвину – выживают выжившие, а то, что некоторые антропологи называют «вариативной эволюцией» или поддержкой индивидуальности.
Мы все разные. И образование, в том числе школьное, работает как механизм – либо на устранение разнообразия, и тогда вы имеете дело с порождением тоталитарных систем, для которых этот механизм является типовым, либо на поддержку разнообразия, и тогда вы имеете дело с гражданским обществом, где все получают шансы на развитие.
«Не бойся тюрьмы, не бойся сумы, не бойся мора и глада, а бойся единственно только того, кто скажет: я знаю, как надо».
Комментариев нет:
Отправить комментарий