Несколько фактов о
развитии речи ребенка
Опасный миф о развитии речи ребенка
Сегодня в нашем
обществе существует миф о том, что в последние годы изменились возрастные нормы
речевого развития ребенка. Многие считают, что изменение детства современного
малыша (раннее окончание грудного вскармливания или его полное отсутствие,
длительное использование бутылочки, пустышки, памперсов, затянувшееся кормление
только мягкой и измельченной пищей, раннее приучение к планшету, телефону и
многое другое) – это повод изменить возрастные границы развития речи на более
поздние. Это очень опасная иллюзия. Ведь получается, что родители и
специалисты, которые поддерживают этот миф, подстраивают норму под быстро
распространяющуюся патологию, вместо того чтобы стремиться к уменьшению
патологии.
Основные этапы развития
речи тесно связаны с общим развитием ребенка. Если общее развитие идет
планомерно, то есть ребенок сел, пошел, а речевое развитие стоит на месте – обратитесь
к логопеду или неврологу.
Основные этапы общего
развития ребенка и соответствующие им этапы развития речи
ü Почти
все вокализации новрожденных состоят из одного гласноподобного звука
"а", который с рождения имеет разную интенсивность, а к 2 месяцам
разную интонационную окраску (первые признаки аутизма и умственной отсталости
выявить можно именно в этот период по отсутствию таковой окраски в крике).
ü Начало
гуления совпадает с началом комплекса оживления, и это 2,5-3 месяца.
ü Начало
лепета совпадает с навыком сидения 6-7 месяцев, при этом имеется в виду лепет с
одним согласноподобным звуком (папапа, мамама).
ü А когда в лепете появляются разные
согласноподобные звуки (ва-ма-ля), ребенок начинает ползать на-четвереньках
(7-8 месяцев). И, если эта последовательность иная или разнесена во времени -
это признак искаженного развития, время обратиться к логопеду или неврологу.
ü Начало
ходьбы в норме – это не от 9 до 15 месяцев, а строго 11-13 месяцев! Начало
ходьбы в 14 месяцев – это задержка, в 9 месяцев – излишне ранняя ходьба. И
задержка, и ранняя ходьба – НЕ норма, особенно, если время начало ходьбы не
совпало (+-2 недели) с появлением указательного жеста и первого слова (уже не
лепета, а именно слова, когда мама – это четко мама, а не мамамама в ситуации
физического удовольствия).
ü 18-20
месяцев для девочки, 20-22 месяца для мальчика – это предел для возникновения
двухсловной фразы в норме (мама пить – у русского, more water – у англичанина,
не важно, какой язык – нормы одинаковы!). У мальчиков и девочек – в разные
сроки ввиду разного типа созревания мозжечка.
ü 6
лет – возраст, когда усвоен весь язык, все его регулярные правила, детали могут
продолжать изучать до 10лет.
Сегодня в нашем
обществе существует миф о том, что в последние годы изменились возрастные нормы
речевого развития ребенка. Многие считают, что изменение детства современного
малыша (раннее окончание грудного вскармливания или его полное отсутствие,
длительное использование бутылочки, пустышки, памперсов, затянувшееся кормление
только мягкой и измельченной пищей, раннее приучение к планшету, телефону и
многое другое) – это повод изменить возрастные границы развития речи на более
поздние. Это очень опасная иллюзия. Ведь получается, что родители и
специалисты, которые поддерживают этот миф, подстраивают норму под быстро
распространяющуюся патологию, вместо того чтобы стремиться к уменьшению
патологии.
Основные этапы развития
речи тесно связаны с общим развитием ребенка. Если общее развитие идет
планомерно, то есть ребенок сел, пошел, а речевое развитие стоит на месте – обратитесь
к логопеду или неврологу.
Основные этапы общего
развития ребенка и соответствующие им этапы развития речи
ü Почти
все вокализации новрожденных состоят из одного гласноподобного звука
"а", который с рождения имеет разную интенсивность, а к 2 месяцам
разную интонационную окраску (первые признаки аутизма и умственной отсталости
выявить можно именно в этот период по отсутствию таковой окраски в крике).
ü Начало
гуления совпадает с началом комплекса оживления, и это 2,5-3 месяца.
ü Начало
лепета совпадает с навыком сидения 6-7 месяцев, при этом имеется в виду лепет с
одним согласноподобным звуком (папапа, мамама).
ü А когда в лепете появляются разные
согласноподобные звуки (ва-ма-ля), ребенок начинает ползать на-четвереньках
(7-8 месяцев). И, если эта последовательность иная или разнесена во времени -
это признак искаженного развития, время обратиться к логопеду или неврологу.
ü Начало
ходьбы в норме – это не от 9 до 15 месяцев, а строго 11-13 месяцев! Начало
ходьбы в 14 месяцев – это задержка, в 9 месяцев – излишне ранняя ходьба. И
задержка, и ранняя ходьба – НЕ норма, особенно, если время начало ходьбы не
совпало (+-2 недели) с появлением указательного жеста и первого слова (уже не
лепета, а именно слова, когда мама – это четко мама, а не мамамама в ситуации
физического удовольствия).
ü 18-20
месяцев для девочки, 20-22 месяца для мальчика – это предел для возникновения
двухсловной фразы в норме (мама пить – у русского, more water – у англичанина,
не важно, какой язык – нормы одинаковы!). У мальчиков и девочек – в разные
сроки ввиду разного типа созревания мозжечка.
ü 6
лет – возраст, когда усвоен весь язык, все его регулярные правила, детали могут
продолжать изучать до 10лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий